1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №160 (1208) за 22.07.2002

ИСЛАМУ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР ПРЕДПОЧЕЛ... "ВИНА ПИТИЕ"?

Рушащиеся здания Всемирного торгового центра, обвешанные взрывчаткой смертники в Палестине, бен Ладен, угрожающий новыми терактами, "чеченские ваххабиты"... И все это -- лицо современного ислама? А ведь мусульманский мир не так далек от Украины, как это может показаться при взгляде на географическую карту. Тем более, по некоторым данным, на территории нашей страны проживает около двух миллионов мусульман.

К тому же сближение Украины с НАТО в перспективе может поставить под вопрос дальнейшее пребывание российского Черноморского флота в Севастополе. Некоторые аналитики России теперь взяли моду пугать украинских соседей тем, что без ЧФ Крым быстренько станет жертвой турецких "оккупантов". И пойдет шириться "исламская экспансия" по Украине-неньке...

О достоверности слухов насчет "мусульманской угрозы" для Украины, об истории отношений с исламским миром, о крымскотатарской проблеме -- разговор с авторитетным специалистом, вице-президентом Центра ближневосточных исследований Александром БОГОМОЛОВЫМ.

"ВАССАЛАМИ КРЫМСКИХ ХАНОВ БЫЛИ ДАЖЕ СЕВЕРО-КАВКАЗЦЫ"

-- В одной из летописей говорится, что когда перед князем Владимиром встал вопрос о выборе новой религии, то к нему пришли послы трех конфессий -- христиане, мусульмане и иудеи. Киевский правитель решил креститься у православных. Мол, "Руси веселие есть вина питие..." Но представим, что князь Владимир выбрал ислам... По вашему мнению, как могли бы разворачиваться исторические события дальше?

-- Эта история, по-видимому, не более, чем миф. Трудно установить, какие именно реальные события послужили для нее основой. Конечно, если бы князь Владимир принял ислам, то в нашей части славянского мира все было бы совсем по-другому. Но этого не произошло. И, кстати, не могло произойти в принципе. Ведь и тогда вопрос так не решался: пришли послы, и, мол, выбирай, Владимир, удобную для себя религию. Принятие христианства определялось выбором правящей элиты. С учетом того, что на современном языке называется внутриполитической и, в большей степени, внешнеполитической ситуацией. Правящая верхушка Киевской Руси длительное время двигалась в сторону византийского христианства. Уже княгиня Ольга, бабушка Владимира, была христианкой. Сомневаюсь, что ислам тогда для правящей элиты вообще существовал. Выбор, очевидно, стоял так: или язычество, унаследованное от предыдущих поколений, или византийская версия христианства, которая открывала дорогу в культурный мир.

Ислам находился достаточно далеко от Киева, если не считать волжской Булгарии, политического карлика по сравнению с Византией. В той же Золотой Орде ислам становится официальной религией только в начале XIV века при хане Узбеке. Есть ли смысл тогда говорить об "исламском выборе" Владимира в Х столетии?

-- Но впоследствии мусульмане все же завоевали обширную часть Украины. Сегодня можно даже провести условную территориальную линию между двумя конфессиями: христианство -- Запад, Центр, Северо-Восток Украины, ислам -- ее южные земли, Крым и Восток страны.

-- Очень жестко привязывать религиозный фактор к географии не стоит. Даже исламский мир -- это скорее политическое, а не географическое понятие. В него входят страны, которые считают ислам неотъемлемой частью своей государственной политики. Эти государства даже объединяются в чисто политическую Организацию стран исламской конференции...

Что касается исторического контекста, то тут понятно, почему Юг Украины мусульманский. Эти территории -- выход к Турции, которая в течение длительного времени была центром огромной исламской империи -- Халифата. В период индустриализации некоторые народности СССР, традиционно исповедующие ислам, расселились по Украине. Например, волжские татары сосредоточиваются вокруг промышленных центров. По этой же причине мы имеем сегодня большие общины мусульман в Запорожье и Донецке. Ну, а что касается крымских татар, то владения Крымского ханства простирались не только на весь полуостров, но и дальше на север, по южным территориям современной Украины. Их вассалами были даже северо-кавказские народы.

"ВОЗГЛАС "АЛЛАХУ АКБАР!" -- ЭТО НЕ ПРИЗЫВ К ВОЙНЕ"

-- Некоторые мусульманские организации призывают к возвращению земель, некогда принадлежавших Халифату. Кстати, этот призыв был озвучен во время войны в Чечне. Да и Крым кое-кто рассматривает тоже как бывшую территорию Халифата...

-- Лозунг возврата мусульманских земель, -- среди которых упоминается даже Испания, провозглашают наиболее экстремистские "исламские" организации. Это не практическая программа, а скорее боевой клич, своего рода красная тряпка, используемая для того, чтобы раздразнить западных оппонентов. Сегодня я не наблюдаю в нашей стране заметных проявлений политического экстремизма на религиозной почве. Хотя отдельные попытки использовать религиозную символику в политических целях иногда настораживают.

-- Вы имеете в виду конфликты между мусульманами и христианами в Крыму?

-- Я бы не стал называть это религиозным конфликтом. Столкновения в Крыму имеют в своей основе абсолютно материальную подоплеку, а не религиозную. Там имеет место конкуренция за трудовые места, за землю, рынок. Кстати, ответственность за создание конфликтных ситуаций часто лежит на совести местных христианских организаций. Скажите: неужели нужно было срочно расставлять по территории Крыма православные кресты? Что это: демонстрация веры или силы? Это -- явный политический жест. И когда все это началось? Тогда, когда там появились мусульмане. Ранее такой потребности почему-то не возникало.

Мы все -- родом из СССР. Коммунистическая идеология не способствовала сильной религиозности. Это касается представителей всех конфессий. Конечно, во время некоторых демонстраций, проводимых крымскими татарами, использовалась исламская символика. Хотя призывы "Аллаху Акбар!" ("Аллах велик!"), конечно же, не превращали эти акции протеста в религиозные шествия. Не было это и призывом к войне. Зато подчеркивало "отличие от других" и способствовало сплочению рядов.

"С УКРАИНСКИМИ МУСУЛЬМАНАМИ У АРАБСКОГО МИРА ТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ"

-- В Украине официально зарегистрированы три основных исламских религиозных центра: Духовный центр независимых мусульманских общин Украины во
главе с Рашидом Брагиным и Сулейманом Мухамедзяновым, Духовное управление мусульман Крыма, руководит которым муфтий Эмирали Аблаев, и Духовное управление мусульман Украины, возглавляемое муфтием шейхом Ахмедом Тамимом. Насколько известно, между ними сложились довольно напряженные отношения...

-- В сущности, таких центров больше чем три. Но не будем вдаваться в подробности. Скажем так: в Украине существует большое разнообразие мусульманских общин и, соответственно, претензий на лидерство. А одеяло короткое... У нас в стране живут мусульмане разного происхождения, среди которых, в частности, есть и новообращенные славяне. Не удивительно, что разногласия весьма существенны. Между прочим, в странах исламского мира тоже далеко до полного единства и гармонии. Даже возникают вооруженные конфликты.

-- Известно ли, к какому из украинских исламских центров более благосклонен арабский мир?

-- Да. Это Межрегиональная Ассоциация общественных организаций "Арраид", которой руководит Ашур Фарук. Именно она ориентирована на контакты с арабскими странами, в особенности с Саудовской Аравией и Кувейтом. Насколько мне известно, у них налажены контакты и с европейскими исламскими организациями.

"ВАХХАБИЗМ И ТЕРРОРИЗМ -- РАЗНЫЕ ПОНЯТИЯ"

-- В одном из интервью для "Сегодня" замглавы Госкомрелигии Николай Маломуж подтвердил, что на территорию Украины периодически приезжают представители так называемого "политического ислама" из различных организаций, которые на Западе занесены в реестр "террористических". Есть ли у них шанс развернуть свою деятельность у нас?

-- Я так не думаю. Давайте сначала рассмотрим, что такое "политический ислам". Сейчас в Европе и Америке больше всего обеспокоены его экстремистским крылом. Экстремисты стремятся заострить конфронтацию с Западом. Террористы, избравшие "политический ислам" своей идеологией, косвенно отражают негативные проблемы и процессы, которые происходят в исламских странах. Основной проблемой мусульманских государств сегодня является не столько экономическое, сколько политическое отставание от Запада. Исторически так сложилось, что реальный вес арабских стран в мировой политике невелик. Кроме того, их правящие режимы политически законсервированны, в большинстве своем -- авторитарны. А это провоцирует развитие революционных процессов...

-- Сегодня очень много пишут и говорят о ваххабизме. Это действительно угрожающее явление?

-- К сожалению, о нем не всегда пишут корректно, особенно в СНГ. Этот термин происходит от имени основателя влиятельного политико-религиозного течения, без которого не состоялась бы Саудовская Аравия, -- Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Ваххабизм, по большому счету, -- это один из вариантов политизированного ислама. Многие мусульмане открещиваются от него, потому что не согласны с трактовкой принципов веры Мухаммадом Абд аль-Ваххабом. В арабском мире эта дискуссия ведется уже длительное время. Но и тут главное -- не богословские тонкости, а реальная политика.

Думаю, что вопрос о политическом исламе, в частности его экстремистском направлении, не утратит актуальности еще долго. Хотим мы этого или не хотим. Здесь нет простых и быстрых решений. Дело в том, что экстремистские политики пытаются вовлечь в конфликт весь мир. Тупиковость этой идеологии привела к тому, что не будучи способной решить внутренние проблемы своего региона, она как бы начала выплескивать их вовне, стремясь втянуть в их решение все большее количество участников. Помните -- "мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем"? От этого не застрахована и Украина. Хотя она и не является прямым объектом интересов различных экстремистов.

-- Если Палестина станет независимым государством, -- самоустранится ли ХАМАС и подобные ей организации, использующие террор в своей политической деятельности?

-- Палестинский вопрос играет во всей этой проблематике весьма важную роль. Безусловно, его решение снимет напряжение. Позитив выбивает почву из-под ног экстремистов. Но проблема экстремизма вряд ли может быть решена одним махом.

-- Некоторые исследователи выдвигают мистическую гипотезу борьбы за Иерусалим между палестинцами и евреями. Одна из великих святынь мусульман -- мечеть Аль-Акса ("Отдаленная мечеть") -- построена на месте второго храма Соломона. Израильтяне уже пытались, правда, неудачно, заложить на этом месте основание третьего храма. Но по христианским пророчествам, если иудеи смогут отстроить его, то наступит "конец света". Как вы относитесь к подобным историям?

-- Великие святыни -- это всегда мощные символы, способные влиять на толпу. Их часто пытаются использовать манипуляторы от политики. Но мистика -- не предмет науки. В реальной жизни можно сказать, что обе стороны действительно очень болезненно относятся к Храмовой горе. Любые "телодвижения", имеющие к ней отношение, рассматриваются как провокация.

-- Бытует и другой миф о существовании некоего тайного мирового правительства, в состав которого входят богатые американцы и евреи. Мол, поэтому, США и выступает на стороне Израиля в палестино-израильском конфликте.

-- Это, конечно же, миф. Мы довольно часто можем наблюдать, как какую-то внутреннюю проблему отдельного государства не может решить даже его собственное правительство. Конечно, США реально влияют на решение важнейших политико-экономических проблем в мире. Мировая политика -- это всегда борьба. Сильные страны играют в ней большую роль, но и мера их ответственности также высока. Поэтому политические силы, амбиции которых превышают их реальный вес, выбирают подчас экстремальные методы аргументации, в частности, террор.