1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (1209) за 23.07.2002

ПО ДОРОГЕ К МОРЮ ВАШЕ АВТО ПОПЫТАЮТСЯ "ОТРАВИТЬ"

В сезон отпусков шоссейные артерии наполняются автомобилями, несущими их владельцев к теплому морю. И совсем не случайно в это время ухудшается качество нефтепродуктов на автозаправках, расположенных вдоль автотрасс. Ведь летние месяцы кормят не только владельцев жилья на морском побережье, но и многих "королей бензоколонок", которые "растворяют" в резко возросшем потоке машин фальсифицированное горючее.

Владелец среднестатистической АЗС на трассе Киев--Одесса или Харьков--Симферополь в июле вдвое увеличивает продажу горючего по сравнению с зимними месяцами. Крымские, донецкие и одесские автозаправки, расположенные в приморских городках, летом продают бензина в три-четыре раза больше.

Еще один признак летней активности -- появление сезонных продавцов, торгующих бензином из канистр. По наблюдениям водителей, постоянно курсирующих по маршруту Киев--Полтава--Харьков и Киев--Днепропертовск--Запорожье, летом предложение "канистрового" бензина вырастает в 10--12 раз. Но не рискуйте заправляться у этих ребят: качество их "горючки" убийственно для автомобиля. Сами торговцы рассказывали автору, что горючее, как правило, закупают у дальнобойщиков (солярка) и водителей колхозных машин (низкооктановый бензин). Для превращения 76-го бензина в 92-й используют самые разные добавки, от бензола и толуола -- до ацетона и первака(!) домашнего приготовления. Один из таких "самогонщиков" сказал: "Я езжу на своих жигулях уже почти два года -- и ничего, только дымят сильно".

Действительно, одна заправка "бодяжным" бензином в редком случае загубит авто, но хлопот хозяину и "сердцу" машины доставит немало. Например, такую добавку, как изопентан, которую проверяющие из Госстандарта обнаружили на АЗС в Одесской и Днепропетровской областях, нельзя использовать летом: она имеет низкую температуру кипения и машина просто "не тянет". А на некоторых АЗС Харьковской, Киевской, Полтавской областей и Крыма в бензине нашли более вредоносные ароматические углеводороды -- бензол, толуол, ксилолы. Они приводят к повышенному образованию нагара, детонации, увеличивают токсичность отработавших газов и повышают расход горючего и масла. То же касается ароматических компонентов коксохимического производства, коими изобилует Донетчина, в частности, так называемой "толуольной фракции". Кроме повышенного нагарообразования, "коксохимический" бензин вызывает коррозию, если из него не полностью удалена серная кислота. Последнее проверить в походных условиях невозможно.

Представители региональных управлений по защите прав потребителей отмечают, что в этом году "бодяжной горючки" все же стало меньше. Исключение составляет крымское направление, где забраковано больше половины проверенного бензина. Причина "живучести" фальсификата -- не дефицит качественного горючего, а погоня за суперприбылью. Ну а качество производимого украинскими НПЗ горючего за последние два года резко выросло и отвечает всем международным стандартам. Наши нефтепродукты пользуются спросом в Австрии, Польше, Венгрии. Одесское и лисичанское дизтопливо имеет европейские стандарты, качество надвирнянского, кременчугского, лисичанского высокооктанового бензина не уступает импортному. В этом году даже Аи-98 производят украинские заводы.

Проблемой для автопутешественника остается и недолив: иные умельцы "экономят" до 10% горючего на заправке одного авто. Так, на проверенных крымских АЗС на каждых 10 литрах не доливали от 120 мл до 1 л бензина. В Госкомстандарте автору пояснили, что, как правило, некачественными нефтепродуктами и недоливом грешат небольшие АЗС. А чтобы уберечься от неприятностей в пути, в столичном Управлении по вопросам защиты прав потребителей посоветовали придерживаться нескольких основных правил:
  • выбирайте бензоколонки, расположенные в черте города. Они проверяются чаще, имеют постоянных клиентов, а их владельцы предпочитают работать с качественным бензином;
  • не заправляйтесь бензином марки Аи-93: такового в украинском ГОСТе нет, а значит, вас "кидают" на 2--5 коп. на литре, ведь 93-й стоит дороже "гостовского" 92-го;
  • старайтесь заправляться на фирменных автозаправках с логотипом знакомых вам крупных производителей бензина, чье горючее если не дешевле, то качественнее.