1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (1209) за 23.07.2002

"СВОЕ МЕСТО В ИСТОРИИ Я ОБЕСПЕЧИЛ НА 200 ЛЕТ"

Скрипач БОГОДАР КОТОРОВИЧ -- личность неординарная. Его критиковали за преобладание эмоциональности его манеры исполнения над виртуозностью, а он брал за душу простой мелодией. Он впервые в Украине играл на скрипке легендарного Паганини и вдруг заявил, что больше не будет концертировать как скрипач. Его всю жизнь преследует слава покорителя женских сердец, при этом он снова одинок...

НАШИ АРТИСТЫ ПОДВЕРЖЕНЫ КОМПЛЕКСУ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

-- Богодар Антонович, в свое время вы уехали из Украины, и кое-кто даже решил, что навсегда.

-- Я дважды мог не вернуться. Первый раз -- это был жест отчаяния, когда в 1992 году уехал в Лондон. У нас тогда не было квартиры, существование было какое-то мрачное. И скажу вам честно, если бы не телефонный разговор с вице-премьером Жулинским, который гарантировал мне квартиру, я бы мог не вернуться. К его чести -- слово свое он сдержал.

А второй раз это уже было связано с творчеством -- я уехал в Сидней по контракту на пять лет и работал в консерватории. Был там на великолепном счету. Но... не смог остаться. Наши артисты за границей всегда подвержены комплексу неполноценности, за исключением ярчайших единиц. Окружение всегда дает понять, что славяне -- люди второго сорта. Этого никто не скажет прямо, но это всегда незримо присутствует: в свой круг аристократы не допускают, ты крутишься в своем мире, и это тяжело. Мне удалось даже концертировать, но это было исключением из правил, т. к. контракт там -- это святое. Если ты приехал как артист оркестра, будешь сидеть за пультом, если в качестве педагога -- в классе. Я не был конкурентом местным исполнителям -- все знали, что я приехал не навсегда и не отниму ничье место под солнцем. Поэтому ко мне относились лояльно. Если бы только я сел на статус беженца или эмигранта, в тот же момент закончились бы все эти мои привилегии -- стал бы одним из многих, конкурентом для коллег. А в принципе, чтобы прорвать этот "круг", надо иметь хорошую поддержку.

-- Так же, как и в Украине, собственно. Ваш коллектив "Киевские солисты" не обделен концертами и гастролями...

-- Недавно мы выступили в Японии -- в шести городах, в том числе в крупнейших залах Токио и Киото. Получили новое приглашение на 20 концертов в мае следующего года. Причем я бы не сказал, что публика там такая уж простая. Ее надо завоевывать.

"МОЙ ОПЫТ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ -- ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ"

-- Богодар Антонович, как вам подсказывает опыт: семья для музыканта -- поддержка в жизни или помеха в карьере?

-- По-разному. Мой опыт, как раз, скорее отрицательный. А вот моя дочь Мирослава удачно вышла замуж, муж поддерживает ее во всех начинаниях. Она снова в поиске, носится с идеей фольклорной программы. Сейчас она отдыхает, потом будет небольшой тур с Гидоном Кремером (она выступает в составе его коллектива). Кстати, недавно они показали новое сочинение английского автора "Про бычка": Мирослава играла на скрипке, а Гидон читал текст. В общем, в одних браках личность расцветает, другие никак на нее не влияют, третьи мешают, а четвертые просто разваливаются. Нет какого-то единого рецепта.

-- А стоит ли музыканту отказываться ради карьеры от семьи и личного счастья?

-- Это опять-таки глубоко и крайне индивидуально. Для кого-то это невозможно, а кому-то лучше и так поступить.

-- Вы обмолвились о своем отрицательном опыте...

-- Факт остается фактом: уже в таком возрасте "не первой свежести" я снова один, и пока без квартиры, снимаю жилье. Но вместе с тем вполне доволен жизнью: обрел внутреннее спокойствие и гармонию...

-- Ощущаете ли вы уверенность в завтрашнем дне?

-- Мне кажется, в творческом плане у нас хорошие перспективы, несмотря на отсутствие бизнесовой поддержки. В Украине богатейший человеческий ресурс -- столько талантов, что все они не могут пропасть. Пускай кто-то говорит, что наша школа игры устарела, а эмоциональная открытость исполнителей -- это плохо. Главное -- оставаться самим собой, держать свою линию и не стараться никому подражать.

-- Говорят, что первую часть своей жизни музыкант ищет себя, старается показать свои виртуозные возможности, а в зрелости музыкант имеет право на собственный выбор... Как вы к этому относитесь?

-- У меня вообще сейчас очень интересный период: я "отошел" от скрипки, исполнительство ушло на второй план, я увлекся дирижированием и все мои интересы -- в этом. Мне уже даже мало камерного состава. Возможно, это продлится несколько лет, обо мне уже даже пишут, что "Которович все чаще изменяет своей любимой" (имея в виду скрипку). Уже был такой период в 70-е годы, когда я увлекся педагогикой и несколько лет не играл. Зачем себя насиловать? Есть интересные задумки с камерным хором "Киев", запланированы концерты с симфоническими оркестрами, а в перспективе подумываю и об опере.

Приходит мудрость с возрастом -- это естественно. Виртуозничанье -- удел молодых, потому что это более оптимистичный подход к искусству. А старших людей оптимистичные мысли посещают реже. Вообще, не могу сказать, что я оптимист -- часто бывали и приступы отчаяния. Возможно, помогает только то, что в силу своей специфики работы я постоянно нахожусь в окружении молодых -- и в ансамбле "Киевские солисты", и в консерватории. Попадая в круг сверстников (каждые пять лет мы встречаемся во Львове с одноклассниками), всегда страшно переживаю, поэтому стараюсь больше контактировать с людьми молодыми -- это интереснее.

-- Младшее поколение музыкантов вы уже не считаете конкурентами?

-- А что мне? Я уже достиг всего! Я играл на скрипке Паганини -- мое место уже перечеркнуть невозможно. Думаю, в ближайшие 200 лет эта скрипка в Украину уже не попадет, так что я обеспечил на 200 лет свое место в истории. Я спокоен. Любая критика от меня просто отскакивает: это из той области, что "собака лает, а караван идет"!