1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №161 (1209) за 23.07.2002

"ТЕНЕВОЕ" ПРАВИТЕЛЬСТВО: ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Лето, жара. Все ищут приюта в тени. Не являются исключением и наши политики. За последнее время об этой самой "тени" (в политическом смысле) было как минимум три заявления. Сначала не попавший в парламент лидер партии "Яблоко" Михаил Бродский, неустанно пиарящий как себя, так и свое политическое "детище", высказался за создание в Украине "теневого" правительства. Потом об этом заговорил Юрий Ехануров, но членов "Кабмина" назвать не захотел. На прошлой же неделе "в тень" собрался и политический координатор "Нашей Украины" Роман Безсмертный. Кроме того, он уже успел окрестить Бродского "маргиналом", а "теневую" идею считает плодом интеллектуальных усилий "нашеукраинцев".

Бродский, в отличие от Еханурова, особо не "шифровался" и во всеуслышание назвал возможные кандидатуры "теневиков": Виктор Ющенко -- премьер, Юлия Тимошенко -- вице-премьер по ТЭК, Александр Мороз -- министр социальной политики и труда, Виктор Пинзеник -- министр экономики и финансов, Борис Тарасюк -- глава МИД, "цивильный" Александр Турчинов -- министр обороны, Роман Безсмертный -- "шеф" украинской милиции. Генпрокурором и главой СБУ в "идеальном" правительстве Бродского должны стать, соответственно, не попавшие в нынешний парламент Виктор Шишкин и Александр Жир, а вместо Евгения Марчука Совет по нацбезопасности и обороне должен возглавить "безмандатный" антимафиози Анатолий Ермак. Сергею Головатому Михаил Бродский отдал министерство юстиции, а Сергею Терехину -- налоговую администрацию. Не забыл он и о Петре Порошенко. Но ему лидер "Яблока" отдал портфель министра Кабинета министров. Если посмотреть на Кабмин "а-ля Бродский", то вспоминается почему-то украинская народная песня: "Якби я був полтавським соцьким

То, что с подобной инициативой выступила и "Наша Украина", некоторые аналитики трактуют, во-первых, как ход "на опережение". Мол: а вдруг идею Бродского первыми подхватят "союзники" из блока "леди Ю", тем более, что именно Юлия Владимировна еще в 1997 году "наработала" идею" теневого" правительства, а уже в этом предлагала Ющенко создать "Раду народної довіри". Во-вторых -- это расценивают как попытку "посветиться" в СМИ и немного попиарить "НУ".

Но аналитики не сомневаются, что если у "Нашей Украины" и есть свой "теневой" Кабмин, то в нем, скорее всего, могут быть люди, работавшие с Виктором Андреевичем в его правительстве плюс несколько бизнесменов-"неофитов" и политиков, пребывающих с ним в особо дружеских отношениях. Помнится, лидер "нашеукраинцев" все время подчеркивал, что его блок не является оппозицией к власти, а только альтернативой ей. Исходя из этого, логично было бы назвать правительство "альтернативным". Тем более, что со словом "теневой" ассоциации у наших сограждан отнюдь не самые лучшие.

Политологи отмечают и тот факт, что для создания "теневого" правительства у нас нет надлежащей правовой базы. Это, в первую очередь, касается законодательно оформленной оппозиции в украинском парламенте. Напомним, что в той же Великобритании, откуда и пошли "теневые" правительства, существует "оппозиция ее королевского величества". У нас закона об оппозиции нет, да и сама она довольно разрозненна. Исходя из этого, с инициативой создания "теневого" правительства может выступить кто угодно, кто желает выглядеть оппозиционером. Кроме того, по причине отсутствия правовых механизмов, решения любого "теневого" правительства никакой юридической силы иметь не будут и, в лучшем случае, могут рассматриваться просто как благие пожелания.

И еще один момент. Кроме "теневого" правительства в "Нашей Украине" начали создавать еще и "теневые" администрации в регионах. Во время прошедших выборов блок Виктора Ющенко одержал победу в половине областей. Исходя из такой ситуации, "НУ" предложила на посты губернаторов в этих областях своих людей. Но эта инициатива затерялась где-то в кабинетах президентской администрации. Естественно, с прицелом на президентские выборы "Нашей Украине" стоило бы иметь свой "админресурс" в регионах. Вот только непонятно, как воспримут это предложение сами региональные элиты, очень болезненно относящиеся к любым претензиям на власть в их вотчинах.