1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №162 (1210) за 24.07.2002

БАРБИ СЛЕПИЛИ С НЕМЕЦКОЙ ПРОСТИТУТКИ

Несколько месяцев назад Рут Хандлер не стало. Эта женщина родила двоих детей и... куклу. Дети приносили ей радость, а кукла -- деньги. "Мама" Барби -- была одной из самых богатых дам в США. Ее компания и сейчас занимает первое место в мире по обороту капитала, сколоченного на игрушках. Знаменитая кукла входит в список двадцати наиболее ходовых товаров в мире.

ПЕРВУЮ ПАРТИЮ КУКОЛ ПУСТИЛИ ПОД НОЖ

Девичья фамилия Рут Хандлер -- Мошко, она была самой младшей из 10 детей в семье польских эмигрантов, которые поселились в американском Денвере. Еще в школе Рут заявила родителям, что пойдет учиться в колледж. Отец и мать были против. По их убеждению, карьера -- это мужское дело, а женское -- посвятить себя семье и детям. Вопреки родительской воле девушка поступила в колледж, где стала изучать промышленный дизайн. Вскоре она вышла замуж за Эллиота Хандлера, с которым встречалась еще в школе.

В середине сороковых чета Хандлеров открыла компанию по изготовлению деревянных рам для картин. Эллиот делал образцы, а Рут отвечала за их рекламу и продажу. Как-то супруг задумался: зачем выбрасывать остатки древесины, если и на них можно зарабатывать? Рут предложила делать из отходов игрушечную мебель. Она любила наблюдать, как дочка Барбара играет со своими куклами и выстраивает им из спичечных коробков и кубиков кроватки и столики! Сказано -- сделано. Крошечные шкафчики и кроватки оказались более ходовым товаром, чем рамки. Затем Хандлеры решили приобщить с семейному бизнесу старого приятеля Харольда Мэтсона. Чтобы хоть как-то его заинтересовать, предложили назвать новую компанию Mattel. Название состояло из двух сокращенных имен: MATT (Mattson) и EL (Elliot).

В 1956 году Рут Хандлер отправилась отдыхать в Швейцарию. Там она заметила необычную куклу, которую все называли Лилли: блондинка с откровенными формами и не менее откровенным гардеробом. Выпущенная в 1955 году по мотивам популярного комикса западногерманской газеты Bild, эта игрушка продавалась в барах и пивнушках и предназначалась для мужчин. В немецких комиксах Лилли обожала две вещи: секс и деньги -- то и дело меняла любовников-толстосумов. В одном из выпусков красотка прогуливалась по городу в бикини, ее останавливал полицейский и говорил, что в таком виде запрещено появляться на улице, в ответ Лилли взмахивала ресницами: "О! И какую же часть вы предлагаете мне снять?"

Рут Хандлер любила рассказывать о том, как впервые увидела Лилли: "Мы шли по улице, заглянули в магазин, и там мне в глаза бросилась удивительная кукла с лицом и телом взрослой женщины". Игрушка так поразила миссис Хандлер, что она купила сразу трех Лилли -- одну для себя и двух для своей дочери Барбары.

Рут уже давно подозревала, что детям надоело играть в "дочки-матери" со своими пупсами. Она замечала, что ее дочь предпочитает возиться с самодельными куклами, вырезая из журналов силуэты манекенщиц. Пришла пора сделать для нее куклу, которая могла бы стать воплощением мечты о настоящей взрослой жизни.

У госпожи Хандлер хватило денег не только на то, чтобы купить Лилли. Вместе с куклой она увезла за океан и авторские права на нее. Рут загрузила работой лучших техников, художников и инженеров Mattel. Первые наряды для Барби были заказаны у знаменитых модельеров Живанши и Диора.

Чтобы опробовать новинку, Рут пригласила 100 мам и столько же девочек, чтобы те оценили игрушку. Почти все родительницы были против: "Барби выглядит слишком натуралистично, поэтому играть с такой куклой вредно для психики детей". В то же время приглашенные девочки в один голос заявили, что хотят иметь эту куклу. Госпожа Хандлер решила прислушаться к детям. Американизированная Лилли, уже под новым, ныне известным всему миру именем, дебютировала на ярмарке игрушек в Нью-Йорке зимой 1959 года. Там она рекламировалась как "единственная анатомически совершенная кукла, которая производится сегодня". На красавице был элегантный купальник (!) в полоску, подчеркивающий грудь и открытые босоножки на высоких шпильках. Однако покупатели восприняли Барби настороженно. И даже за три доллара (смехотворная цена для Америки) Барби не сметали с прилавка.

Создательница игрушки была раздосадована настолько, что позвонила своему поставщику и приказала пустить под нож всю партию готовых кукол. Позже оказалось, что Рут Хандлер поторопилась.

КАК "КАСТРИРОВАЛИ" КЕНА

Потерпев поражение на ярмарке, она все же решила использовать еще один шанс -- раскрутить Барби при помощи телевидения. И реклама подействовала: Америку, а следом и весь мир, охватила барбимания! Уже через каких-то пять лет после появления на рынке продажи игрушки-сенсации исчислялись миллионами штук. Как грибы после дождя росли фан-клубы Барби, причем не только в США и Европе, но даже в мусульманских странах, где строгость нравов была такова, что куклу приходилось ввозить… контрабандой. Фирма Mattel едва справлялась с огромными заказами. За первые десять лет, благодаря Барби, в карманах супругов Хандлер осели пятьсот миллионов долларов.

В поте лица трудились и производители кукольной одежды, которые снабдили Барби таким роскошным и разнообразным гардеробом, которому позавидовала бы любая миллионерша. Шикарные наряды игрушечной блондинки никогда не были дешевыми. К примеру, ее подвенечное платье стоило $35. Для каждой новой модели предлагались новый гардеробный набор и новая автомашина, желательна смена мебели в домике и многое другое. Все зависело от того, чем жили современные барышни в данный момент. Например, когда Джейн Фонда придумала аэробику и увлечение охватило всю Америку, Mattel выпустила кассету с соответствующими упражнениями для Барби.

В 1961 году у сексапильной Барби появился бойфренд Кен, названный в честь сына Хандлеров. При рождении этого красавца создатели долго думали: наделять ли его половыми признаками? Решение приняли компромиссное: у Кена должны быть неснимаемые трусики, под которыми бугорком выделялось бы "мужское достоинство". По непонятной ошибке, на фабрике Кена "кастрировали" и он появился на свет немного гермафродитом. Видимо такая судьба этого бойфренда была запрограммирована, ведь, по сути, друг Барби не был нужен. Ее эгоистичная натура не терпит никого рядом.

Это замечали и критики, нападки которых на "куклу века" не прекращались. Сразу после Рождества 1964 года, когда Барби рекламировалась в качестве лучшего подарка для девочек, американская газета Saturday Evening Post окрестила ее "в высшей степени материальной особой": "Любой, кто пытается найти более глубокие ценности в мире Барби, ищет их совсем не в том месте. Со своим вниманием к обладанию чем-либо, со своим поклонением внешней стороне, Барби -- это Америка в миниатюре -- тонкая пародия нашей вечной погони за материальным и тривиальным".

Но совсем незамеченным Кен не остался, у него появились свои подражатели. В одной из книг о Барби (ей посвящены и серьезные труды) описывается мужчина, который под влиянием своеобразного обаяния Кена стал гомосексуалистом. Среди героев книги и женщина, которая сделала множество пластических операций, дабы походить на Барби.

"БУДЬ ТЫ ПРОКЛЯТА, БАРБИ!"

20-летняя начинающая голливудская актриса Синди Джексон решила стать Барби, потому что эта игрушка была символом женственности для ее жениха, оператора Джона Миллера. Она так хотела угодить любимому, что отправилась за новой фигурой в специализированную лондонскую клинику, где ее оперировал один из знаменитых пластических хирургов. Пациентку предупредили, что вряд ли удастся достичь желаемого за один заход. Девушку это не смутило, и на последующие операции она отдала все деньги, которые ей причитались после смерти отца. Джексон трижды ломали и лепили нос, меняли разрез глаз, четырежды резали грудь и извлекали не желающие приживаться импланты, удаляли ребра, чтобы сделать талию осиной, многократно проводили болезненную липоксацию.

Каково же было изумление Синди, когда однажды выяснилось, что в соседней палате лежит… Барбара Хандлер, дочь создательницы Барби. Девушка узнала, что у нее уже вторично не прижились импланты груди -- их пришлось извлекать. "Я ненавижу Барби, -- говорила она Синди. -- Она мне всю жизнь искалечила. Эту чертову куклу родители назвали в честь меня -- приходится соответствовать. Все мои мужчины, узнав, что я дочь Хандлеров, невольно сравнивали меня с куклой, и, разумеется, не в мою пользу".

Тем не менее Синди Джексон и слушать не хотела о том, что "пластика" может повредить ее здоровью. За пять лет девушка прошла через 22 (!) мучительные операции, выложив за них 55 тысяч долларов. Она добилась своей цели, став единственной женщиной в мире, которая как две капли воды похожа на куклу Барби. В Англии и Америке за ней, как за уникальным экспонатом, теперь наблюдают специализированные институты. Синди присвоили титул "bionic women": единственное, что осталось у нее на теле нетронутым -- нижняя губа. Неудачливая актриса стала высокооплачиваемой моделью, кроме того, возглавила крупнейшую лондонскую сеть учреждений по косметической хирургии. Она меняла мужчин, как перчатки… Несколько лет назад на Джексон напал маньяк, который долго ее выслеживал. Ей чудом удалось остаться живой. От побоев многие швы, в том числе и на лице, разошлись, а импланты вызвали острое воспаление молочных желез. Изуродованная Синди, рыдая от боли, часами повторяла: "Будь ты проклята, Барби!"

-- Понятно, что вышеупомянутая история -- крайность, -- говорит киевский психолог Валентина Ситник. -- Влияние Барби на среднестатистического обывателя не так заметно. Однако отрицать, что тип нынешней женщины не несет в себе черт Барби, нельзя. В любом сериале, показе мод -- есть отпечаток этой сексуальной куклы. В возрасте 17--25 лет четыре девушки из ста страдают нервной булимией. Они не в силах отказаться от обильной еды, но после нее мучают себя, вызывая рвоту или глотая без меры слабительное. Нервная анорексия -- отвращение к еде -- встречается у одной девушки из ста. Среди главных причин этих болезней специалисты называют телевидение, модные журналы и куклу Барби. Создателям куклы удалось наделить Барби чертами, перед которыми трудно устоять. Если бы кукла ожила, то она превратилась бы в женщину ростом около 167 см, весом чуть менее 50 кг, объемом груди 99 см, талии около 46 см и бедер -- 84 см.

По словам Валентины Михайловны, страдают от Барби и дети. Эта кукла изменяет сознание ребенка. В 4--5 лет дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры, в которых и себя, и игрушки наделяют особыми ролями. В игре с Барби возможна лишь одна ролевая расстановка -- полное слияние хозяйки с куклой. Ребенок проникается интересами "своей старшей подруги", подчиняется ей. Психологически девочка меняется -- у нее появляются манерность, истерическая холодность и совсем недетская сексуальность.

КАЖДУЮ МИНУТУ В МИРЕ ПРОДАЕТСЯ ДВЕ БАРБИ

Не исключено, что девочек, обожающих Барби, ждет та же судьба, что и знаменитую куклу -- за сорок лет она так и не смогла создать семью. Зато гордится другим -- кукла побывала в космосе. Не раз и не два, а восемнадцать. И все больше со своими соотечественниками. Она стала для них настоящим талисманом. Как только предстоит очередной полет или очередная высадка на Луну -- астронавты идут за "своей родной Барбарой". Поставят ее в ракете и сразу успокаиваются: теперь можно лететь, все пройдет нормально. И действительно, ни один полет в присутствии Барби не закончился плачевно. Маленькая старлетка не пропускает ни одного полета, отдыхая между стартами в шикарном доме, изготовленном специально для нее по заказу группы астронавтов NASA.

В 1976 году Барби была включена в число предметов, заключенных в "Американскую капсулу времени", откроют которую только через два столетия. Тем самым было доказано, что по крайней мере Америка не мыслит себя без Барби. И еще. Каждую минуту в мире продаются две Барби.