1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №163 (1211) за 25.07.2002

ПАТРИАРХ ЗАБЫЛ, ЧТО ОН НЕ СЕКРЕТАРЬ ОБКОМА

Из числа всех постсоветских государств Украина является самой разноверующей: православные, католики, мусульмане, иудеи. Только римо-католиков проживает в Украине около миллиона. И главное, что никого из них не назовешь "пришлыми". Традиции всех названых вероисповеданий уходят корнями в историю народа. Украинца не удивишь тем, что один его сосед может оглядываться на Мекку, а другой на Рим. Так повелось испокон веков.

Совершенно чуждым покажется то, что одна из конфессий удостаивает себя чести претендовать на "пастырскую монополию" среди украинских верующих. Навязать церкви самостоятельно придуманные правила верующим других конфессий невозможно -- как по причине отсутствия понимания "единобожия" среди верующих, так и по закону, в Украине очень даже европейскому.

Недавно в Москве прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сделавшего в адрес Украины беспрецедентные заявления. Московское духовенство выразило возмущение созданием на территории нашего государства новых епархий Украинской католической и Греко-католической церквей в восточных областях. Тон заявлений, сделанных в Москве, более чем резкий. Действия католиков расценили как "экспансию и наступление" на православие на территории его "пасторской ответственности". Отцы церкви "свято" убеждены, что подданным Папы Римского нечего делать в "степях Украины", где, по их мнению, католиков никогда не было и никогда не должно быть. Церковные сановники из Москвы утверждают, что приверженцы латинского обряда ни много ни мало своими действиями срывают "межцерковный диалог", имея в виду, наверное, возможное примирение.

Еще более бесцеремонно выражается митрополит Одесский и Измаильский, постоянный член Священного Синода Агафангел. Для него католики -- "антихристы", жаждущие привести людей к сатане. В своем обращении по поводу создания Одесско-Симферопольской католической епархии митрополит растолковывает, что цель католицизма -- поглощение святого православия. Только непонятно, о каком межцерковном диалоге может идти речь, если отцы "святого православия" позволяют себе подобные высказывания в адрес единоверных сограждан?

Московские батюшки уже свыклись с мыслью, что влезать в межцерковные дела, касающиеся украинских верующих, чуть-ли не их "святая обязанность". Исторические манипуляции относительно "канонических территорий" с исключительным правом Московского Патриархата на душпасторство в Восточной Украине могут впечатлять разве что экзальтированных бабушек. В Украине межконфессиональный мир слишком дорого достался, чтобы позволять его расшатывать.

-- "Моя территория", железный занавес, бетонная стена -- все это результаты тоталитарного воспитания, -- прокомментировал заявление Синода викарий епископ Римско-католической церкви Станислав Широкорадюк. -- Так могут говорить чиновники от церкви, знающие только советскую историю. И в Риме, и в Польше прекрасно существует православная церковь наравне с другими.

К сведению, после Октябрьской революции католики помогали православной церкви обосновываться в Западной Европе, с пониманием подходя к потребностям верных восточному обряду, попавшим в эмиграцию. Никому не приходит мысль сколь-нибудь "пристыдить" православных и в Польше, где они составляют около пятнадцати процентов всех верующих. В чем, собственно, должна отличаться от остальных стран Украина?

Епископ Широкорадюк утверждает, что он регулярно встречается с украинскими православными священниками, у которых подобные заявления из Москве вызывают смех. Священнослужители убеждены, что наши восточные соседи пробуют свои проблемы перенести в Украину, для которой они попросту чужды.

Необходимость создания нового экзархата Греко-католической церкви обосновал епископ Донецко-Харьковский Степан Миньок. В интервью "Сегодня" он сказал: "Находясь в Киеве он не в состоянии охватить огромные территории восточной Украины. Вот и пришлось перебраться из Киева в Донецк, где, кстати, живет множество выходцев из Западной Украины, переселенных сюда после войны. В большинстве своем они -- греко-католики. Мы не имеем права оставить их без пасторской опеки".

О взаимопонимании со священниками Украинской православной церкви говорит и настоятель парафии святого Николая Чудотворца УГКЦ в Харькове отец Николай Семенович.

-- В определенной мере заявления Священного Синода дестабилизируют межцерковные отношения в Украине, -- считает заместитель председателя Государственного комитета по делам религий Николай Маломуж. -- Наше законодательство ближе к европейскому. Мы с уважением относимся ко всем церквям. В России же преобладает православие.

Непримиримость Московского Патриархата делает невозможным и объединение православных. Находясь в Днепропетровске Патриарх Киевский и всея Украины Филарет заявил, что "перспектив объединения он не видит". По его мнению, Москва не хочет лишиться большой церкви на Украине.

В ситуации с резкими заявлениями московских владык более всего настораживает, что среди священнослужителей и паствы обязательно найдутся те, кто оценки Синода может принять, как руководство к действиям.