1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №164 (1212) за 26.07.2002

АНАТОЛИЙ КИНАХ: "НЕ ПРИЕМЛЮ ДАВЛЕНИЯ И ШАНТАЖА"

Анатолию Кинаху пророчили недолгое премьерство. Тем не менее, он из разряда "премьеров-временщиков" превращается в "премьера-долгожителя", поскольку мало еще кому из его предшественников удавалось столь длительное время удерживаться в кресле главы Кабмина. С этой темы мы и начали разговор с премьер-министром.

-- Анатолий Кириллович, как только вы стали премьером, некоторые политологи называли вас "политическим камикадзе", который "спалит" себя за год. Тяжело работалось с таким титулом?

-- (Смеется.) Я этому нисколько не удивлялся. Потому что знал: с учетом парламентских выборов премьер-министр и правительство будут предметом усиленного внимания. А с учетом приближающихся президентских выборов внимание к премьеру еще больше обострится, потому что эта должность многим видится как выигрышная стартовая позиция.

Тяжело ли в такой ситуации работалось? Мне тревожно, когда появляются признаки острой конфронтации, политической нестабильности, отсутствуют механизмы взаимодействия парламента, Президента и правительства. И при этом мало кто задумывается, что это не просто политические разборки в Киеве, а невозможность принятия системных экономических и политических решений. А от этого проигрывает не только правительство -- проигрывает каждый гражданин. Теряются время и динамика развития, а это может больно отразиться и на будущих поколениях.

-- Не кажется ли вам, что решение министров участвовать в избирательной кампании снизило авторитет правительства, поскольку складывалось впечатление, что члены Кабмина занимались исключительно своим политическим будущим?

-- Безусловно, в ходе избирательной кампании передо мной стояла задача не допустить, чтобы экономика стала заложницей политической конкуренции, не снизить эффективность работы Кабинета министров Украины. Тот факт, что ряд министров участвовали в избирательной кампании, конечно же, усложнял работу исполнительной власти. Но с другой стороны -- это их право. И я не хотел запрещать им это делать. Главная цель их участия в парламентских выборах заключалась в том, чтобы еще в ходе выборов создавать условия для необходимого профессионального и конструктивного взаимодействия парламента и правительства. Что касается меня, то я и тогда, и сейчас, несмотря на личные риски, не имею морального права уйти из правительства, поскольку понимаю: это может обострить ситуацию в стране, что негативно отразилось бы на результатах экономики.

-- Сейчас мы имеем сложную картину: парламент ушел на каникулы, большинство не сформировано. Что дальше?

-- Думаю, нецелесообразно говорить в таком случае о победителях и побежденных. Если парламентское большинство не будет создано, а значит, не будет взаимопонимания между ветвями власти, это проигрыш всего общества. Нужно искать компромиссы. Исходя из них -- создавать большинство, которое может принимать решения, ориентированные на развитие демократической страны с рыночной экономикой. Большинство должно создаваться на основе политических и профессиональных позиций депутатов, а ни в коем случае не путем давления или шантажа. Этих вещей я не приемлю.

-- Чисто по-человечески хотелось бы понять, что вы чувствовали, когда во время спикериады люди, шедшие с вами в одном блоке, предложили выставить на торги кресло премьера взамен должности спикера?

-- Насколько мне известно, ни Президент, ни те политические силы, с которыми я шел на выборы, не выставляли кресло премьера на торги. Да, были какие-то попытки увязать правительство и раздачу парламентских портфелей -- когда, если вы помните, обсуждался проект политического соглашения. Но эта попытка не была реализована. В частности, Президент четко заявил, что правительство никогда не будет разменной монетой и что именно оно в наших условиях -- фактор стабильности.

-- Поскольку осенью будет рассматриваться программа правительства, есть все основания предполагать, что к тому времени окончательно сформируется какое-то большинство. Вы готовы сотрудничать с любым большинством, независимо от его политической направленности?

-- Я уже неоднократно подчеркивал, что мы готовы сотрудничать со всем спектром политических сил на принципах, которые позволяют закрепить необратимость демократических и рыночных реформ. Более того, мы готовы рассматривать кадровые предложения с точки зрения усиления правительства высококвалифицированными специалистами...

-- Я правильно вас понял: к осени мы можем стать свидетелями новых кадровых назначений?

-- Не исключаю. Я считаю, это нормальный процесс с точки зрения совершенствования кадров, повышения уровня профессионализма. Те кадровые предложения, которые делаются парламентскими фракциями, могут привести к более тесному взаимодействию исполнительной и законодательной власти -- и мы готовы их рассматривать…Однако я бы не хотел, чтобы этот процесс трансформировался в политические спекуляции и торговлю портфелями.

-- Можете на данный момент назвать, кого из министров вы считаете "своими людьми"? Поскольку часть команды вам "досталась" от Ющенко, часть -- от Президента...

-- Я категорический противник того, чтобы тыкать пальцем назад и говорить, что позитивные результаты работы -- это достижение нынешнего правительства, а проблемы -- это то, что осталось от предшественников. Это, как минимум, нарушение деловой этики. Считаю, что основным заданием премьер-министра должно быть закрепление позитивных результатов, которых добились предшественники, и ответственная, профессиональная работа по решению многих проблем, которые еще остались в обществе и экономике.

Исходя из сказанного, я считаю, что неэтичной выглядит дифференциация членов правительства на "пропрезидентских", "пропремьерских" или "проющенковских". Министры -- это государственные служащие, которые несут конкретные обязательства перед Конституцией и Президентом. И цель правительства -- выполнение программы Президента, с которой он победил на выборах. Если я вижу, что в правительстве кто-то начинает испытывать особо яркие симпатии или антипатии к той или иной бизнес-группе или политической силе, то расцениваю это как грубое нарушение должностных обязанностей…

-- Взаимоотношения власти и бизнеса, насколько актуален этот вопрос?

-- Очень актуален. Всегда выступал и выступаю за создание равноправных условий рыночной конкуренции для всех субъектов экономики. Это мой принцип. Страна, где результаты работы бизнесмена определяется его возможностью зайти в нужный кабинет, никогда не станет конкурентоспособной. Успех бизнесмена должен определяться его менеджментом, качеством его товаров. Только такие менеджеры могут быть конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

-- С каким главой Администрации Президента вам работалось легче: ранее - с Владимиром Литвиным или сейчас -- с Виктором Медведчуком?

-- Думаю, что и с первым, и со вторым у нас были и будут нормальные взаимоотношения. Ведь от того, насколько конструктивным будет это сотрудничество, зависит эффективность работы власти в целом.

-- В последнее время аналитики говорят о наметившихся негативных тенденциях в экономике. Не означают ли их пессимистические прогнозы, что в будущем мы опять вернемся к задолженностям по зарплатам?

-- Первое полугодие действительно было очень непростым. Во-первых, я хотел бы напомнить, что уже восемь месяцев парламент не принимает важных для развития экономики решений, особенно по совершенствованию налоговой политики и пенсионной реформе. Во-вторых, начало года проходило под знаком избирательной кампании, что тоже не помогало укреплению стабильности в стране, особенно в плане поступления инвестиций. На нас повлиял и ряд негативных моментов, связанных с конъюнктурой на рынках мира, когда темпы развития мировой экономики резко пошли на спад...

Но, несмотря на все это, нам удалось закрепить позитивные тенденции в экономике. По итогам 2001 года показатели экономики были лучшими за всю историю независимости Украины. В нынешнем году мы не утратили эти результаты, несмотря на вышеперечисленные негативные факторы. ВВП за полугодие вырос еще на 4,3%, а объемы производства -- на 5,8 %. За первое полугодие рост розничного товарооборота в стране составил 16%, рост реальной заработной платы -- на уровне 18%. У нас есть все основания выйти на запланированные в 2002 году показатели развития страны. Хотя проблем более чем достаточно. В первую очередь -- несовершенная сырьевая энергозатратная структура экономики, низкий уровень жизни, отсутствие мощного среднего класса.

-- Извините за, возможно, не совсем корректный вопрос. Но осенью, не исключено, политическая ситуация может обостриться. Вы не подумывали о том, чем будете заниматься в случае очередного, традиционного в Украине правительственного кризиса?

-- Рассматриваю свою должность как возможность реализации гражданских принципов и профессиональных качеств. Тот человек, который считает единственной целью в жизни любым методом удержаться в кресле – несвободный человек. Я к таковым себя не причисляю. Что касается дальнейших перспектив, то, думаю, опыта у меня достаточно, голова, руки на месте. Главное -- оставаться свободным…

-- Анатолий Кириллович, а как обстоит дело с президентскими амбициями?

-- (Кинах улыбается.) Думаю, эта тема уже достаточно "заезжена". Уверен, что перед тем, как что-то говорить о президентских выборах, людям во власти нужно работать таким образом, чтобы этой власти поверили. Если мы будем отстаивать демократические принципы, а уровень жизни будет повышаться, то мы создадим благоприятные условия для свободного выбора избирателей и для самовыражения тем политикам, которые будут определять будущий курс страны. Задача создания таких условий должна быть главной, в том числе и для тех, кто уже держит президентскую булаву у себя в рюкзаке. Безусловно, крайне важна политическая стабильность, консолидация и постоянный диалог общества и власти.

-- В наше время очень модна характеристика "реформатор". Года хватило, чтобы определиться, являетесь вы им или нет?

-- Только реальные дела могут быть критерием для тех или иных характеристик. В Украине нет дефицита политиков, которые умеют красноречиво рассказывать о том, как необходимо проводить рыночные реформы. Но у нас большой дефицит профессионалов, которые занимаются ежедневной кропотливой работой. Очень хотелось бы, чтобы характеристики "патриот", "реформатор" давались не за риторику, а за дела, которые способствуют росту конкурентоспособности экономики и уровня жизни людей, защите национальных интересов.

-- Кем вы чувствуете себя больше: политиком или администратором?

-- Я уже неоднократно говорил, что исходя из Конституции, премьер-министр -- это государственный менеджер, который по согласованию с Верховной Радой подписал контракт с Президентом Украины на выполнение конкретных обязанностей и несет персональную ответственность за результаты социально-экономического развития страны.