Выпуск газеты Сегодня №166 (1214) за 29.07.2002
"ПОЧЕМУ НАШИ ДЕНЬГИ БЕГУТ НА ЧУЖИЕ ОСТРОВА?"
В КОПЕНГАГЕНЕ МЫ СВЕРЯЛИ СВОИ ЧАСЫ С ЕВРОПОЙ
-- Борис Иванович, комитет по вопросам Европейской интеграции -- новая структура в системе государственной власти. Его создание и то, что именно вы пришли к его руководству, -- не означает ли это, что спустя два года маятник наших внешнеполитических устремлений качнулся в другую сторону?
-- Знаете, возвращение Украины в Европу не всегда идет по ровной и гладкой дороге, случаются и зигзаги, но разумной альтернативы этому движению нет. Европейская интеграция – понятие многоплановое. Это вхождение не только в европейское экономическое пространство, но и в политическое, оборонное, в общее культурно-гуманитарное, правовое пространство. Так что направлений деятельности у нас достаточно много. При этом, конечно, Комитет Верховной Рады по вопросам Европейской интеграции не может подменять структуры исполнительной власти -- Министерство иностранных дел, Министерство экономики и европейской интеграции, Министерство юстиции, другие ведомства. Но парламентское сотрудничество с ними мы должны обеспечить. Встречаемся с представителями этих ведомств, обсуждаем наболевшие вопросы, ищем наиболее эффективную формулу взаимодействия. И если уж мы заявили, что движемся в направлении к Европейскому Союзу, то необходимо адаптировать наше законодательство к законодательному массиву ЕС, к правилам и принципам Всемирной Организации Торговли...
-- Специалисты уже подсчитали, что необходимо пересмотреть и адаптировать около 80 тысяч страниц текста ныне действующих законов и подзаконных актов...
-- Да, существует и такая цифра, и она, наверное, близка к реальности. Кроме того, любой новый законопроект, от кого бы он ни исходил и какой бы сферы ни касался, мы должны изучать на предмет его соответствия законодательной базе Евросоюза и международным обязательствам Украины. Конечно, это работа для всего парламента, но нашего профильного комитета это касается в первую очередь.
-- Недавний саммит Украина--ЕС, который состоялся в столице Дании, получил различные оценки -- от самых радужных до самых пессимистических. Но очень интересно услышать Ваше мнение -- многоопытного дипломата и главы парламентского комитета, имеющего к этому саммиту непосредственное отношение.
-- Я принадлежу к тем дипломатам и политикам, которые обычно не ожидают каких-то особых прорывов на подобных саммитах. Ибо не там принимаются кардинальные решения. Они принимаются высшими органами Европейского Союза. Тем не менее такие саммиты, которые проходят обычно раз в полгода, важны потому, что дают возможность сверить "часы", наше движение к Евросоюзу, выполнение принятых нами обязательств перед этой международной организацией, состояние сотрудничества на данный момент. И вместе с тем копенгагенский саммит порадовал нас подписанием соглашения между Украиной и ЕС о научно-техническом сотрудничестве. ЕС затянул с подписанием этого документа на несколько лет. Помню, мне приходилось заниматься этим вопросом еще в бытность министром иностранных дел. Казалось, все было готово еще тогда, но только теперь, наконец, проблема решена. Это очень важно для Украины.
Но есть и разочарования. Мы надеялись, что к началу саммита Евросоюз огласит решение о признании за Украиной статуса страны с рыночной экономикой. Это для нас имело бы очень большое практическое значение. Однако наши ожидания не оправдались...
О ТОМ, КАК НАШИ ПОЛИТИКИ ОДНАЖДЫ... ТЕРМИН ПОТЕРЯЛИ
-- Как-то вы сказали, что на определенном этапе в Украине произошла подмена понятия "евроатлантическая интеграция" понятием "евроатлантическое сотрудничество", а это очень существенное сужение, поскольку за рамками как бы остаются проблемы общей безопасности. Но сейчас, после известного заявления Совета национальной обороны и безопасности Украины о курсе движения к НАТО, после визита в Киев генсека Североатлантического альянса Джорджа Робертсона остаетесь ли вы на той же точке зрения?
-- Курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию был объявлен еще в 1994 году. И с того времени он оставался действительно неизменным стратегическим внешнеполитическим курсом нашего государства. В публичной политике и печати не очень-то расшифровывались нюансы в трактовке двух этих понятий. Но, конечно же, специалисты хорошо понимали разницу. Первое -- это движение в Европейский Союз, второе -- это движение в НАТО. Но летом 2000 года наметился отход от курса на евроатлантическую интеграцию. Даже термин этот перестали употреблять. Вместо него появилось понятие "евроатлантическое партнерство". Но, как говорят в Одессе, это две большие разницы. Наметился перекос отношений в сторону России за счет утраты серьезных внешнеполитических наработок на западном направлении. По времени это совпало с известным внутриполитическим кризисом в стране, когда наши западные партнеры весьма критически оценивали события в Украине.
С того времени лозунг евроатлантической интеграции исчез надолго. И лишь в начале нынешнего года был востребован снова. К этому, видимо, подтолкнули новые геополитические реальности, которые возникли после известных драматических событий в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября прошлого года. Москва начала более активно и быстрыми темпами развивать сотрудничество с НАТО, с Западом в целом и Соединенными Штатами в частности. И получилось так, что Россия, которая раньше отставала от Украины в развитии сотрудничества с НАТО, теперь на этом направлении обогнала нашу страну. Заметим, что само по себе это достижение России -- факт положительный, который, к тому же, оказал позитивное влияние и на украинское руководство. На фоне этих событий и происходило у нас возвращение к идее евроатлантической интеграции. А заявление СНБОУ о том, что мы приступаем к реализации программы, целью которой является в перспективе вступление Украины в НАТО, стало логическим продолжением этого процесса.
И КОГДА ЖЕ НАКОНЕЦ МЫ ВСТУПИМ В НАТО?
-- Борис Иванович, мы обратили внимание, что из прогнозов всех наших политиков, высказавшихся по поводу реальных возможностей и перспектив осуществления этого плана, Ваш прогноз оказался самым оптимистичным -- вы заявили, что Украина могла бы вступить в НАТО уже через пять лет. На чем базируется такой оптимизм?
-- Мой оптимизм базируется на реальной практике, на конкретных примерах вхождения в НАТО наших близких соседей -- Польши, Венгрии, Чехии. Хотя, наверное, нам труднее. Ведь еще предстоит сделать внутри страны немало тех преобразований, которые уже давно осуществили наши соседи.
Но есть основания для надежд. Вот уже два года сохраняются положительные тенденции в развитии экономики. Если они будут закреплены, и если утвердятся положительные тенденции внутриполитических, демократических преобразований, то наша страна все больше будет соответствовать критериям Европейского Союза и НАТО.
Что же касается нашей армии, то я считаю, что ее современный уровень не уступает уровню армий стран-соседей, которые либо уже вступили, либо готовятся вступать в НАТО.
-- Однако некоторые офицеры и генералы, получившие "высокую идейную закалку" еще в советские времена в условиях "холодной войны", когда образ НАТО воспринимался как образ злейшего врага, так и не смогли избавиться от этого стереотипа. Некоторые до сих пор не могут привыкнуть к тому, что Украина -- независимое государство. Недавно на одном из приемов в американском посольстве, с интересом наблюдая, как общались между собой офицеры военных атташатов США и России -- как это часто бывает у дипломатов, на языке страны пребывания, в данном случае на украинском, -- я с горечью думал: а вот в наших армейских подразделениях еще далеко не все офицеры овладели государственным языком страны, в которой они живут и которой служат...
-- Да, пока еще иногда сказывается проблема ментальности, оставшейся от советских времен, когда офицеры были постоянным объектом тоталитарного "промывания мозгов", формирования антизападного, антинатовского психоза. Но с каждым годом это все больше остается в прошлом. Новое поколение офицеров не только хорошо владеет украинским, но и языками иностранными. Оно проходит закалку в совместных миротворческих операциях, когда нашим армейским подразделениям приходится взаимодействовать подразделениями натовских стран и силами ООН. Один из примеров -- создание совместного украинско-польского батальона, который сегодня несет службу в Косово.
Да и среди офицеров, прошедших большую "советскую школу", тоже есть немало блистательных патриотов. Вспомним хотя бы то подвижничество, которое проявил в деле создания новой армии первый министр обороны независимой Украины генерал Константин Морозов. Я хорошо помню, как он начинал, помню те первые дни, когда все Министерство обороны нашей страны состояло лишь из самого министра и его помощника. Но появлялись и другие патриотически настроенные офицеры и генералы, целые полки и дивизии бывшей Советской Армии начали принимать присягу на верность Украине...
Да, это был сложный период, иногда напряженный, "взрывоопасный", причем не только в политическом смысле этого слова. Будучи в тот период председателем Национального комитета по вопросам разоружения, я имел непосредственное отношение к переговорам и по ядерному разоружению, и по Черноморскому флоту... Было очень трудно, но вместе мы выстояли. Ценой невероятных усилий таких патриотов как генерал Морозов, многие другие генералы и офицеры, которые всей душой восприняли идею независимости Украины, были созданы наши Вооруженные Силы.
ГДЕ ЖЕ МЫ "ПРОМОРГАЛИ"... $36 МИЛЛИАРДОВ?
-- Вы работали и в правительстве Валерия Пустовойтенко, и в правительстве Виктора Ющенко, теперь наблюдаете работу Анатолия Кинаха... Есть ли у них какие-то существенные особенности, различия в подходах этих правительств к вопросам европейской и евроатлантической интеграции?
-- На мой взгляд, правительство Пустовойтенко относило решение этих вопросов на второй план под вроде бы благовидным предлогом "защиты интересов отечественного производителя". Хотя на самом деле создание каких-то льготных условий, преимуществ для наших предприятий лишало их необходимости бороться за высокую конкурентоспособность на европейских и мировых рынках, снижало эффективность их работы. В конечном итоге они проигрывали еще больше. И в то же время мы не лучшим образом выглядели перед Евросоюзом. Когда в конце 1999 года у меня состоялась встреча с Комиссаром Европейской Комиссии К. Паттеном, он дал весьма негативную оценку состоянию выполнения Украиной своих обязательств, предусмотренных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве. Попросив изложить эти замечания в письменном виде, вскоре я получил от него письмо, где были перечислены 22 проблемных вопроса в наших отношениях с Евросоюзом, возникших по вине украинской стороны. Признаюсь, этот список меня шокировал.
После того как я ознакомил с этим письмом нового премьера Виктора Ющенко и после внесения соответствующих предложений, Кабмину понадобилось всего шесть месяцев для исправления ситуации в части, касающейся его компетенции. Будем надеяться, что нынешнее правительство пойдет еще дальше и сумеет найти оптимальную формулу сочетания интересов евроинтеграции и поддержки отечественного производителя. Я думаю, необходимо добиваться, чтобы наш бизнес научился работать по мировым правилам и мировым стандартам эффективности и качества.
И важнейший вопрос -- создание благоприятного инвестиционного климата. Факты -- упрямая вещь. За десять лет Украина получила прямых иностранных инвестиций в свою экономику -- всего четыре миллиарда долларов. А соседняя Польша за это время -- 40 миллиардов. Возникает вопрос: так в чем же наши ошибки и почему мы в сравнении с Польшей потеряли $36 миллиардов?
А наш внутренний инвестиционный потенциал? Почему он не работает на экономику, а прячется где-нибудь на Кипре, на Вирджинских или каких-то иных островах?
Чтобы двигаться дальше, необходимо найти на эти вопросы правильные, честные ответы...