1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №166 (1214) за 29.07.2002

СБОЙ ТЕХНИКИ ИЛИ ЧЕЛОВЕКА?

27 июля. Аэродром "Скнилов" под Львовом. "Воздушный" праздник по случаю 60-летия 14-го авиационного корпуса ВВС Украины. Около 10 тыс. зрителей. По неизвестным причинам в 12.45 во время демонстрации фигур высшего пилотажа упал на людей Су-27 УБ, управляемый летчиком-испытателем первого класса и летчиком первого класса. Экипаж катапультировался. По предварительным данным МЧС на момент верстки номера, погибли 83 человека (19 детей), травмированы -- 116. Пострадали 199 человек (40 детей), сообщил "Укринформ". Идентифицировать 45 тел до сих пор не удалось.

На 7.00 вчерашнего дня в клиниках Львова находилось 66 человек (в том числе 21 ребенок). В тяжелом состоянии -- 23 (среди них 7 деток).

По данным "Українських новин", низко пролетая над землей, истребитель задел бензовоз и нос стоявшего на летном поле Ила-76, а затем протаранил толпу. По другим сведениям, он зацепил несколько демонстрационных самолетов.

В пресс-службе Минобороны "Сегодня" сообщили, что о причинах катастрофы пока говорить рано. Проверяют три основные версии: человеческий фактор, технический сбой и организационный "прокол".

ПИЛОТЫ ИЛИ ОРГАНИЗАТОРЫ?

Генерал-майор авиации, бывший помощник президента Украины по военным вопросам, Вадим Гречанинов считает, что не были соблюдены меры безопасности и пилоты просто не могли удалиться от людской толпы, сообщает "Интерфакс-Украина". В то же время эксперт сказал, что Су-27 шел слишком низко, добавив: "Летают мало". Он предположил, что это могла быть не ошибка, а лихачество, хотя неисправность машины тоже не исключена.

По словам очевидцев, пилоты выполняли "умопомрачительные" фигуры над зрителями специально для того, чтобы их смогли увидеть как можно больше людей, сообщают "Українські новини".

Летчик первого класса подполковник Алексей Мельник считает, что проблема -- в организации шоу, а не в мастерстве летчиков. По его словам, демонстрация полетов может проходить на высоте не менее 400 метров, а машине нельзя пролетать над людьми. Между "выкрутасами" самолетов и зрителями должно быть несколько сотен метров. Даже если и была ошибка пилота, организаторы должны были все предусмотреть, подчеркнул он.

Российские военные эксперты тоже называют причиной трагедии на авиашоу именно человеческий фактор. Бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Анатолий Корнуков: "Техника здесь ни при чем. На мой взгляд, это была очевидная авантюра с точки зрения организации полетов -- над зрителями самолету проходить нельзя".

Как рассказали "Сегодня" в информцентре Госнадзорохрантруда, на сегодняшний день 70--75% аварийных ситуаций и отказов техники происходит именно из-за людских просчетов и ошибок. По мнению специалистов, причина -- неправильный подбор кадров для работ, связанных с повышенной опасностью.

Наши военные настаивают, что "сушкой" управляли асы. По словам Евгения Марчука, оба пилота имели большой летный опыт -- один налетал 1,9 тыс. часов, второй -- 2 тыс., передали "Українські новини". Сейчас они -- в больнице из-за шока и травм, полученных во время катапультирования. Как пояснили "Сегодня" в пресс-службе Минобороны, Су-27 позволяет летчикам безболезненно "выскакивать" даже с "нулевой" высоты, то бишь со стоянки, однако в данном случае они прыгали не из "нормального" положения машины, поэтому и получили травмы. По данным "Интерфакс-Украина", состояние пилотов средней тяжести. Главный хирург Западного военного округа Руслан Снежанский отметил, что у обоих -- переломы позвонков. Но это не опасно -- не задеты нервные окончания. Как сообщил "Обозреватель", пилоты сказали Президенту, что ничего нельзя было сделать, чтобы предотвратить трагедию.

ПОЛОМКА?

По данным "Укринформа", причиной авиакатастрофы мог быть отказ двигателей Су-27. Истребителю не удалось выйти из пике.

"Практически невозможно, чтобы отказали одновременно оба двигателя, -- заявил "Интерфаксу" летчик-испытатель, Герой России Анатолий Квочур. -- Надежнее самолета, чем Су-27, я не знаю". По словам Квочура, летчики выполняли чрезвычайно сложную программу демонстрационного полета: "Судя по кадрам, показанным по телевидению -- самолет выходил на большие углы атаки. Летчики максимально использовали маневренные возможности машины".




СПРАВКА "СЕГОДНЯ": Су-27

Вес -- 28 000 кг;
Скорость:
максимальная -- 2500 км/час,
над поверхностью земли -- 1400 км/час,
дальность полета -- 4000 км.




Госкомиссию по расследованию обстоятельств трагедии возглавил секретарь Совета нацбезопасности и обороны Евгений Марчук. Когда верстался номер, "Українські новини" передали, что комиссия рассматривает две основные версии произошедшего: халатность военных и отказ техники. Однако обсуждают и другие возможные причины инцидента. Экспертиза "черного ящика" начнется в ближайшее время. По информации "Укринформа", его данные расшифруют лишь через несколько дней. Комиссия "не исключает и орнитологический фактор". По словам Марчука, техническое состояние самолета, которое более всего муссируется в слухах и масс-медиа, может определить только экспертиза. Она условно восстановит истребитель, использовав для этого макетные детали.

Результаты мы, возможно, узнаем 7 августа. По крайней мере, именно к этому дню Леонид Кучма поручил доложить об итогах расследования и принятых мерах.