1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (1215) за 30.07.2002

КАК АВТО ВЫ НАЗОВЕТЕ, ТАК ОНО И...

Над именами для новых автомобилей лингвисты и маркетологи бьются месяцами (а нередко и годами). Неудача в этом деле может обернуться многомиллионными убытками, а вот попадание в яблочко, напротив -- принести оглушительный успех на рынке. Для производителей автомобилей уже давно стало аксиомой: удачное имя, придуманное для модели, обеспечивает значительную долю ее успеха на рынке.

Audi, DaimlerChrysler, BMW, Peugeot, Volvo и Saab исповедуют философию точности. Только скупые буквы и цифры, указывающие литраж или модельный ряд, и ни слова больше. Название фирмы говорит само за себя. Другие производители считают, что этого недостаточно: имя машины должно пробуждать эмоции и чувства.

"Придумывают" имена специальные креативные фирмы, а обходится такое удовольствие нередко в оч-чень кругленькие суммы. Шансов попасть в яблочко в этом ремесле никак не меньше, чем угодить впросак.

Как правило, автомобильные имена -- это искусственные образования, не имеющие смысловой нагрузки. Но звучат! Громкий успех на рынке французской малютки Renault Twingo, ставшей любимицей прекрасной половины населения Европы, по мнению многих маркетологов, объясняется удачным именем. Придумал его Манфред Готта. Собственно, Twingo -- всего лишь набор звуков, но название стало символом веселого и задорного автосущества. Превосходно восприняли покупатели и другую малютку -- Ka от Ford. Широко распространены греческие и латинские окончания автомобильных имен -- тойотовские Yaris и Avensis, опелевские Vectra и Calibra. Renault тоже успешно обыграла античность: малолитражка Clio носит имя не кого-нибудь, а музы-покровительницы истории.

Одни тенденции побеждают, другие, напротив, становятся анахронизмом. К примеру, столь хорошо знакомые по военным фильмам милитаристские "опели" -- Admiral, Commodore, Kapitan -- канули в Лету. Лет десять назад из модельного ряда исчез последний представитель этого семейства -- Kadett. Маркетологи решили, что в наши дни шансов у него на рынке нет. Этот тезис, однако, упорно оспаривают японцы. Suzuki неплохо продает маленький внедорожник Samurai, а Mitsubishi -- модель Lancer (последняя переводится как "кавалерист").

Плохо приживаются в наши дни автомобильные имена, привязанные к конкретным географическим точкам. В эпоху глобализации, когда между государствами рушатся экономические границы, потенциальные покупатели могут воспринять, скажем, Taunus (горы в Германии), Colorado (штат в США), испанские Granada и Sierra как проявление псевдопатриотизма. Что касается украинских производителей, то "Таврии" до глобальной экспансии еще очень далеко...

Хорошо воспринимаются рынком музыкальные имена -- Ritmo (FIAT), Jazz (Honda). Прочно прижилась и космическая серия -- Space Star и Space Runner, придуманные японцами (Mitsubishi), на равных конкурируют c Orion и Galaxy (Ford Motors). В почете звери (чем агрессивнее, тем лучше) -- Jaguar и Opel Tigra. Куда менее удачно воздействовал на покупателей Ford Scorpio, но эксперты объясняют провал этой машины больше ее техническими недостатками. А вот итальянский FIAT во многом обязан успехом своей малышки Panda как раз забавному облику китайского медвежонка. Точно бьют в цель ассоциации у многофункционального Renault Kangoo: ведь сумка кенгуру весьма вместительна...

Придумывание автомобильных имен -- вещь очень тонкая, она требует наряду с фундаментальными филологическими познаниями еще и необычайно глубокого чувства языка. Вот не учли аккуратные немцы, что в итальянском просторечье слово Bora означает малоприятный ветерок, доносящийся со свалок и помоек, и оказались на рынке Апеннинского полуострова в полушаге от коммерческой неудачи. Но "за" сыграли отличные качества самого автомобиля. В свое время спохватились японцы из Toyota, решившие было покорить Германию моделью с названием Opa. Ведь в немецком это - почтенный дедушка, иногда даже с клюкой, но никак не резвый красавец-седан…