1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №168 (1216) за 31.07.2002

"Я -- МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ"

Пожалуй, лучшего экземпляра для диагноза "полный пофигист", чем актер Сергей Шакуров, не найти. Человек, которому мало до чего есть дело, который живет только в себе и только собой. Он способен уничтожить одним гипнотическим взглядом, и этим напоминает благородную змею. Но стоит Сергею улыбнуться -- и ему все прощено. Проверила на себе. В "Артеке", где Шакуров гостил на детском кинофестивале.

"ЧУЛПАН ХАМАТОВА НИКАКАЯ НЕ АРТИСТКА, МИФ!"

-- Вы, мастер спорта по легкой атлетике, резко сменили амплуа, уйдя в театр. Как так вышло?

-- Я понимал, что еще немного попрыгаю, лет пять -- и уже никому не буду нужен. К тому же спорт, которым я занимался в 70-е годы, совсем не такой, как сейчас. Теперь за это большие деньги требуют, а тогда выступали за шоколадку и за талон покушать.


БЕЗ ШУТОК

"Люблю теннис, потому что в футболе пару раз нос сломали. И два раза ребро -- четыре раза съемки отменяли, восемь раз спектакли. А в теннисе никто тебя не покалечит. Это не дань моде, просто мне жить хочется".


-- Сейчас многие актеры "ударились" в модные параллельные профессии -- сценаристы, режиссеры, писатели. Вы не собираетесь переквалифицироваться?

-- Если ты в состоянии оригинально прорекламировать товар или сделать свою телепрограмму -- вперед! Но я этим не занимаюсь, потому что отношусь к своей профессии у-ва-жи-тель-но! Как только ты начинаешь постоянно мелькать на экране -- перестаешь быть артистом. Вот Лена Яковлева стала вести передачу -- все, она уже никому не нужна как актриса. Так же, как Амалия Мордвинова. Она вообще девушка малоспособная, зато очень пробивная.

-- Из молодых актеров вам хоть кто-то симпатичен?

-- Марат Башаров ("Граница", "Сибирский цирюльник" -- Авт.) очень талантлив. А из девушек... Я сам сейчас ищу для спектакля героиню и не могу найти. Просто не успеваю, ведь они попадают в театры, а там своя атмосфера, там нужно суметь пробиться. Пока она себя раскрутит, ей уже за 30. А чтобы была девочка талантливая... Вот Чулпан Хаматова -- решили, что она талант, но она же никакая не артистка, миф! Я видел ее в театре -- ничего не умеет. Все эти будины и другие -- не тот уровень! Если сравнить с теми девочками, которые были в их возрасте -- Терехова, Гундарева -- так таких сейчас нет.

-- А теперь актеры советского кино жалуются на невостребованность. Что же им делать?

-- Наши корифеи много натворили на экране. Нынешнее поколение режиссеров хочет свежие лица. Нельзя одного Тихонова снимать везде. Другое дело, что-нибудь найти для них необычное. Вот Ульянов сыграл пахана и жулика у Егора Кончаловского. Ново и оригинально.

-- Вы тоже недавно снялись в "Антикиллере" Кончаловского. Нравится этот режиссер?

-- Еще не режиссер, он только формируется. Толковый и серьезный парень сделал такую картину. Там много жестокости, крови. Я там вора в законе играю, правда, никого не режу и не убиваю, слава тебе, Господи.


БЕЗ ШУТОК

"Не копаюсь в себе, поэтому хорошо сплю. А тот, кто занимается самокопанием, по-моему, не очень хорошо спит -- с бутылкой и со снотворным".


-- Сейчас резать и убивать модно... А как долго, по-вашему, ждать хорошего кино?

-- Я думаю, сейчас идет, как я называю, накопление. Когда этот период закончится, будет много плохих, много средних и много хороших фильмов. Из них три-четыре станут золотыми. Вот "Телец" Сокурова -- это золотое зерно. А режиссер молодой, Лебедев, "Звезду" снял -- не побоялся. А ведь не знает войны! Понимаете? Откуда-то же он появился, этот пацан!

В ПОНЕДЕЛЬНИК НА "МОСФИЛЬМЕ" СНЯЛИ КАРТИНУ, А ВО ВТОРНИК ОНА УЖЕ НА БРАЙТОН-БИЧ!

-- Молодые появляются. И молодые уезжают за границу!

-- Я не уверен, что они там что-то сделают. Человек, родившийся в России, не может перестроиться никогда!

-- А снимать для эмигрантов, диаспор?

-- Эмиграция и так завалена кассетами. В понедельник закончили картину на "Мосфильме", а во вторник она на Брайтон Бич уже продается.

-- И с точностью наоборот. Вас не смущает засилье третьесортного западного кино?

-- Вот в Индии нет засилья американского кино, потому что они, знаете ли, выпускают 800--900 картин в год. Это как базар. Или свои помидоры продаешь, или болгарские привозные. Или то же реальное ТВ, "За стеклами" всякие. Не перевариваю! Это новая телевизионная фишка, четко сработанная, но сворованная. Ничего своего. И мозги, к сожалению, прозападнические. Когда все тащится оттуда, да еще без разбору...

-- К сериалам у вас такое же отношение?

-- Их вообще не смотрю. И не снимаюсь. Предлагают, но я отказываюсь. Потому что пишут наскоро, дешево, без живых характеров. Сценарист должен работать над текстом очень долго, а здесь просто сидит команда, которая как писари: "Ж-ж-ж-ж-ж!" -- и готово! А режиссер: "Возьму-ка я такого артиста, который хоть как-то своим появлением вытянет мне эту туфту". Это такой конвейер, как "Жигули". А работа артиста -- это Роллс-Ройс, который делается руками. И я так отношусь к своей профессии. Ну нравятся молодежи "Менты", и Бог с ними.

-- Сами "менты" говорят, что для них это действительно заводской конвейер...

-- Да, это чистое зарабатывание денег. Парни они симпатичные и неглупые, просто попали в такую струю и сделать ничего не могут. А предложить им что-нибудь серьезное в другом кино никто уже не решается. "На хрена мне нужен этот мент? Я ему дам роль, допустим, в классике, а все будут видеть в нем "мента". И никто в жизни не поверит, что он играет Островского. И не оценит...

-- Знаю, что одно время вы играли Гамлета в театре. Образ, простите, "истрепанный", тяжело было?

-- Да, образ затаскан, но я в него внес себя. Это же Шекспир, его надо играть, конечно, не всем. Но у нас тенденции появились -- ставить классику в мерзкой трактовке. Не могут играть по-настоящему, вот и начинают придумывать совершенно ненормальные вещи, называя это "новой формой". А что такое новая форма? У нас в Москве есть некий Володя N, который все переворачивает с ног на голову. Он таких артистов подбирает, которые не стесняются ломать каноны. Пальцем ноги нос почесать нужно именно в классике! К счастью, мой вкус уже не испортить. Сидеть четыре часа, чтобы понять, что там сотворил Жолдак или Мерзоев в "Сирано де Бержераке". Бред!

-- А то, что талантливые и маститые режиссеры "ударяются" в ширпотребную дешевизну, не бред? Вот недавно вышел "Фандорин" по Акунину продюсерской студии именитого Никиты Михалкова.

-- Книга популярна. Поэтому плохо снят фильм или хорошо -- все равно смотреть будут. В конечном итоге все посмотрели этого "Фандорина", ведь правда?

-- И поплевались...

-- Значит, неудача. Неправильно прочитали, не тот режиссер, не те артисты, не так сняли. Вполне возможно, что режиссер не знал, как это делать. Бац, на него налетели -- мол, классная тема! Он и подумал: "А почему не сделать? Отдадут какому-то идиоту, а я все-таки умный и уважаемый человек". Не получилось -- ну и Бог с ним. Обидно, когда не получается Толстой или Лермонтов. А Акунин популярный писатель, у которого романов до хрена, берись за другой. Вот и все. Это же не "Горе от ума" в единственном экземпляре, который козел Газаров испоганил -- вот бы ему дать по жопе. Понимаете?

-- Некоторые говорят, что из-за проблем с партией в советские времена они были невыездными. У вас не было таких вещей?

-- Все они напускают на себя лоску, потому что никто проверить не может. Врут со страшной силой! "Меня там не выпускали десять лет!" Глупости все это, никто никого не гнобил. Спектакли иногда не пускали по идеологическим соображениям, но это по тем временам было нормально. Была цензура, к которой все привыкли, но с которой боролись и писали хорошие вещи против течения. Это ведь интересно против течения! Так ты плывешь, не зная куда, махать веслами не надо. А когда ты идешь против, нажимая на весла, выбирая свой путь -- тогда это жизнь. Тогда были и евтушенки. А кто сейчас Евтушенко? Пустое место. Лекции читает на Западе. Потому что махать там веслами не надо. Так неинтересно. Вот мы с тобой сейчас садимся на лодку и "чешем" к скале. Мне интересно, что там за поворотом, а если я знаю, то туда не поплыву. Не поплыву! Мне скучно. Я не хочу знать, что будет завтра, и в этом я ловлю удовольствие и кайф. Есть люди, которые, наоборот, планируют свою жизнь на полгода вперед, иначе он жить не может, он на стенку полезет, если у него не расписан октябрь. Если он точно не будет знать, что он будет 27 декабря делать. И уже, лежа в августе на пляже, он с ума сходит.

"В БАНЕ ЧУВСТВУЕШЬ СЕБЯ КОРОЛЕМ!"

-- Что вы думаете об актерской моде на дворянские корни?

-- Я -- мещанин во дворянстве! (Смеется.) Глубоко не копал, это слишком кропотливый труд.

-- Вот где вы себя чувствуете хорошо, в каком уголке своего "имения"?

-- Да у меня такой дом, что я в любом месте чувствую себя очень хорошо, даже на полу. Я люблю, чтобы светло было. У меня цвета стен такие -- салатный, бледно-розовый... Пастель.


БЕЗ ШУТОК

"Больше всего боюсь себя. Но чего именно в себе боюсь, не знаю. Душа -- потемки..."


-- А насколько в вашей домашней жизни важна кухня?

-- У меня есть блюдо любимое -- помидоры с яичницей. Прожариваю помидоры, пока они не начинают хорошо пахнуть, и только тогда заливаю яйцом. Люблю всевозможные каши. Гречневую больше всего на свете и геркулес на воде по утрам. Молоко не пью, обильно ем мед -- со всем, чем можно, только со щами не ем. (Смеется.)

-- А перед щами -- банька?

-- Баня... русская... (Мечтательно.) Вот это радость моя маленькая. Самая любимая и родная, которая находится прямо под моим домом. Там большой круг друзей-парильщиков. Там главное, как печку растопить и как ее обходить. Что туда бросить, стеночки как полить -- это искусство. Никакого пива! Но зато ты себя там чувствуешь королем. И все абсолютно одинаковые. И богатые, и бедные, и счастливые, и несчастные -- абсолютно равны.

"ЛУЧШЕ ШИШЕК НАБИТЬ В 18, А НЕ В 38"

-- Знаю, что на ваши родительские собрания ходили ваши старшие братья. Почему?

-- Ну, мама просто была занята, да и зачем ей ходить туда и расстраиваться. Я просил старшего брата или сестру. Они спокойно могли ответить за маму: "Мы все знаем про Сережу. Он у нас лапочка, вы его не обижайте. Вы что? Четвертую двойку принес по математике? Зато по географии и физкультуре -- пять!.."

-- Вы, наверное, большим драчуном были?

-- У нас собирались банды на Верхнем и Нижнем Арбате -- одна сторона бульвара наверху, а другая внизу. Там проходили постоянные разборки. Но по тем временам ни у кого не было в кармане ни камня, ни ножа. Только кулак! Ногами не разрешалось бить лежачего. Упал -- все, не тронь. Кровь пошла -- больше нельзя бить.

-- Чем сейчас занимаются ваши дети? Сын по актерской стезе пошел?

-- Нет, он свободный художник, клипы снимает. Я вообще его держу на длинном поводке, что хочет, то и делает, я не лезу. Мало того, что он трудоголик, так еще успевал детей рожать -- две девочки и мальчик. У меня уже трое внуков! А дочка моя школу заканчивает. И куда поступать собирается -- держит в секрете. Я никому из них не помогал. Принципиально. Лучше шишек набить в восемнадцать, чем в тридцать восемь.

"УЖЕ НЕ НЕВЕСТА, НО ЕЩЕ НЕ ЖЕНА"

-- Ваша спутница -- это ваша жена? (Симпатичная стройная и молчаливая брюнетка, которая не отходила от актера ни на минуту. -- Авт.)

-- Нет, это моя спутница, еще не жена. Но уже и не невеста. (Смеется).

-- А что вы вообще цените в женщинах?

-- Слабость. Чтобы женщина была как рыбка, только золотая. Берешь эту рыбку, а она -- раз -- и плавнички повесит, глазки прикроет... Захотел -- бросил, захотел -- поймал за хвостик, потрепал и снова бросил. Если будешь ротик открывать и глазками хлопать -- кормить не буду. Не хлопай, я сказал! И не надо трепыхаться, этого я вообще не люблю. Так сиди! Или я тебя вытащу на тарелку... Мне достаточно своей силы. Пусть она попозже будет сильной, лет через тридцать, чтобы смогла донести до моего рта тарелку.