1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №168 (1216) за 31.07.2002

"В ПУБЛИЧНУЮ ПОЛИТИКУ ВКРАПЛИВАЕТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ ... ХУЛИГАНСТВА"

Когда речь заходит о политике, часто приходится слышать, что, мол, дело это -- грязное. Но есть и другая сторона медали -- сами люди, избиратели иногда как бы сами хотят того, чтобы их обманывали и принимают очевидную ложь за чистую монету. Сегодняшние "пиарщики" активно используют это обстоятельство.

СЛУШЕК НЕ ГРЕШОК: "ДА, Я НАЧАЛ ВОРОВАТЬ..."

Минувшие парламентские выборы в смысле использования "черного пиара" оказались самыми "раскованными" за всю новейшую историю Украины. Такой вывод сделали аналитики Центра манипуляционных технологий, проанализировав большой массив информации из Киева и регионов. Вот несколько примеров политических провокаций, которые запросто могли себе позволить штабы многих кандидатов в депутаты, -- ночью выслать бомжей агитировать по квартирам за вашего конкурента, обклеить листовками соперника лобовые стекла автомобилей избирателей, напечатать плакат с лицом оппонента, изменив его отчество с Романовича на Ромазановича. При этом указать, что кандидат "Ромазанович" -- чеченец.

-- Так называемый "черный пиар" можно представить как информационное хулиганство, -- говорит руководитель Центра Денис Богуш. -- Минувшие парламентские выборы в значительной степени и были хулиганскими.

Чего только стоят поддельные письма с "исповедями" кандидатов и словами "Да, я начал воровать -- как и все..." распространявшиеся в Киеве. Или, например, "липовые" листовки с лозунгом "Больше денег -- больше свободы" с поддельными подписями политиков. Нередко в конверты с такими посланиями подсыпали еще и белый порошок с намеком на "сибирку".

Как никогда ранее часто для борьбы с оппонентами использовались слухи. Например, сумма государственных денег, которую известный политик якобы заплатил за учебу своих детей, возросла при помощи слухов с 10 тысяч долларов до 2 миллионов. Очень эффективно дезинформация распространялась через "побрехеньки" в сельской местности. На Кировоградщине в маленьких населенных пунктах любили запускать "чутки" о планируемых встречах с каким-нибудь политиком. В назначенный день селянам подбрасывалась тема, что ожидаемой личности не будет. Мол, члены избирательного штаба кандидата выбросили его из окна. После чего тот напился и угодил под колеса КамАЗа.

Россияне, строившие избирательные кампании многим украинским политикам и партиям, лепили, зачастую, откровенную халтуру. Некоторые перед приездом сюда даже не потрудились как следует изучить географию Украины. Одна молодая особа из числа московских "политтехнологов", работавших на выборах в Киеве (с зарплатой, кстати, в несколько тысяч у.е.) спрашивала у одного из авторов этой статьи: "А что, Харьков тоже в Украине находится?" И никак не могла для себя уяснить "разницы между избирателями-католиками и православными".

Нередко штабы кандидатов и сами "допиаривались" до откровенных маразмов, забивая, образно говоря, голы в собственгные ворота. Ну как, например, оценить избирательный плакат активно рекламируемой партии с изображением молодого человека, разбивающего собственной головой кирпичную стену? Эффект усиливала картинка: плачущая девочка с подбитыми глазами. И все это было исполнено в красно-коричневых тонах.

Многие не устояли перед соблазном заполучить дополнительные голоса, изобразив на плакате себя в компании с какой-нибудь суперзвездой. В одном областном центре кандидат в депутаты устроил под выборы концерт известной рок-группы. Потом вышел на стадион сам и обратился к молодежи: "В годы своей молодости я слушал песни Виктора Цоя...". Расчет был на то, что Цой -- фигура культовая, а раз кандидат его слушал -- значит, "свой парень"...

СПАСИБО ЗА "ЧЕРНУХУ"

-- Иногда те, на кого сливали грязную информацию, в знак благодарности еще доплачивали... своим обидчикам. Так некоторые кандидаты, о которых ничего хорошего нельзя было услышать по телевизору, в результате все же набирали значительное число голосов избирателей,-- говорит Денис Богуш. -- Годилась любая реклама, лишь бы реклама. Таким образом грязь на минувших выборах иногда как бы имела отбеливающий эффект.

Представьте и такую ситуацию: глупая ночь, все нормальные люди спят, и тут во всех квартирах некоего избирательного округа раздаются телефонные звонки. Перепуганные граждане хватают трубки и слышат ласковое: "Дорогие избиратели! Желаю вам спокойной ночи. Ваш кандидат в депутаты...имярек". У людей -- естественное возмущение. А на утро оказывается, что этот самый кандидат ни сном ни духом не ведает о ночном происшествии, а "подставили" его противники из враждующего избирательного штаба. Такой "финт" стоит недорого, всего каких-то 800 долларов. Зато эффект -- ошеломляющий.

Идем дальше. Вечером по местному радио от имени избирательного штаба кандидата в депутаты объявляют, что с 9 часов утра во всех магазинах города пенсионерам будут бесплатно выдавать продукты питания. Кандидат, мол, позаботился... Народ очередь занимает еще с ночи. А потом, как гром среди ясного неба: "Какие продукты, какой кандидат"? Понятно, что после такого кандидату уж лучше добровольно снять свою кандидатуру.

Но самым "грязным", пожалуй, является "бытовой" компромат. Это когда непривыкшие к "рытью в чужом белье" избиратели вдруг узнают, что некоторые кандидаты в депутаты, баллотирующиеся в их округе, "воры, развратники, многоженцы, на худой конец, гомосексуалисты".

А как грядущие в 2004 году президентские выборы? Некоторые аналитики утверждают, что минувшая парламентская кампания покажется нам доброй сказкой в сравнении с ожидаемыми обличениями и оглашениями компроматов. Но, похоже, что о некоторых слухах, которыми будут "мочить" друг друга конкуренты, мы узнаем уже в ближайшее время.