1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №174 (1222) за 07.08.2002

"КАЖДОЕ ПОДНЯТИЕ САМОЛЕТА В ВОЗДУХ СТАНОВИТСЯ РИСКОВАННЫМ"

Вторую неделю экс-главком ВВС Украины генерал-полковник авиации Виктор Стрельников и несколько его коллег находятся под стражей по обвинению в причастности к трагедии на львовском аэродроме "Скнылив", во время которой погибло множество людей. Реакция в обществе на эти задержания неоднозначна: от резких выступлений в защиту того же Стрельникова (например, руководства и личного состава 5-го авиакорпуса) до навешивания на генерала весьма неприятных ярлыков...

"ПОРА ВЫВОДИТЬ ВВС ИЗ ПИКЕ..."

Президент Украины Леонид Кучма, выступая на днях на борту фрегата "Гетман Сагайдачный" заявил, что трагедии последнего времени (попадание ракеты в жилой дом в Броварах, уничтожение пассажирского самолета над Черным морем в ходе учений ПВО, нынешняя трагедия во Львове) стали возможны из-за незавершенности работы по реформированию Вооруженных Сил. Надо сказать, что о необходимости такой реформы, о давно назревшей проблеме недофинансирования ВС и, в частности, военной авиации не раз публично говорил и генерал Стрельников. Говорил жестко и откровенно, например, на страницах главной военной газеты страны "Народная армия". Приведем несколько цитат из его статьи с характерным названием "Пора выводить ВВС из пике, ведь резерв безопасной высоты исчерпывается...", опубликованной в "НА" 11 декабря прошлого года. Некоторые строки оттуда можно, на наш взгляд, впрямую проецировать на ситуацию над аэродромом "Скнылив" в "черную" субботу 27 июля...

"...Положение складывается угрожающее. Мы уже не можем говорить о возобновлении навыков у авиаторов -- резерв в прошлом достаточно подготовленных, высококлассных специалистов исчерпан... В летных полках служит уже половина авиаторов, которые не поднимались в воздух на самолетах, стоящих на вооружении... При таком уровне натренированности возникает угроза потери людей и самолетов... Каждое поднятие самолета в воздух становится рискованным..." Далее генерал говорит о серьезных проблемах со снабжением самым необходимым, тем же горючим ("горючее для авиатора важнее хлеба..."), да и, собственно, хлебом, то бишь продуктами. Цитируем: "...Из летного пайка изъяли некоторые необходимые продукты. А недавно кто-то из "экономистов" предложил вообще не кормить авиаторов в столовых ежедневно, а только накануне и в день проведения полетов. Дескать, коль не летают, так и не нужно их кормить..."

Словом, главком ВВС не молчал, бил, что называется в колокола тревоги, предвидя риск и "угрозы потерь", если ситуация не изменится. Говорят, и на различных совещаниях в присутствии первых лиц государства он не боялся в открытую заявлять о проблемах, в то время, как некоторые его коллеги по генеральскому корпусу норовили все больше доложить об успехах и заверить, что любая задача будет выполнена... Возможно, если бы к Стрельникову прислушались, и не было бы львовского кошмара... Но -- "маємо те, що маємо".

БУДЕТ ЛИ ЭКС-ГЛАВКОМ СКРЫВАТЬСЯ НА "ХАЗЕ"?

Впрочем, кое-что главкому все же удалось сделать. Скажем, отчасти реформировать систему подготовки младших авиаспециалистов. Раньше в школы прапорщиков направлялись солдаты-срочники после года службы и через пять месяцев возвращались в войска якобы профессионалами, на самом деле мало чем отличаясь от тех же рядовых. Теперь обучение, если верить выступлениям Стрельникова в СМИ, проходят контрактники после двух-трех лет службы... А от наземных специалистов, понятно, многое зависит в обеспечении безопасности полетов.

Генерал Виктор Стрельников, по отзывам коллег, и сам классный профессионал-летчик, до последнего времени пилотировавший самолеты в сложных условиях. Естественно, такой "отец-командир" пользовался в войсках авторитетом. Отсюда и выступления в его защиту... А уж "посадка" заслуженного летчика на нары и вовсе вызывает возмущение, причем не только у авиаторов. Автору этих строк довелось пообщаться с некоторыми генералами разных родов и видов войск, которые единодушно высказались примерно так: взятие экс-главкома под стражу -- пощечина всем Вооруженным Силам, попытка уравнять их руководство с обыкновенным уголовным элементом, который обязательно надо изолировать от общества. Наша газета уже говорила об абсурдности предположения, что седые военачальники нацепят фальшивые бороды и будут скрываться от следствия на "хазах"... А коль так, то почему бы не отказаться от мысли позорить их до суда, который определит виновность каждого и меру наказания. На наш взгляд, не выдерживает критики и утверждение, что на свободе тот же Стрельников будет препятствовать объективности следствия. Надо знать армейские порядки и понимать, что уже через час после снятия того же главкома с должности никто не будет выполнять его команды, особенно если они носят, допустим, противозаконный характер (скажем, подчистить что-то в документах, соврать следователю и т.д.). Вряд ли стоит всерьез рассматривать и вариант "генеральского суицида" либо самосуда толпы... Здесь, думается, скорее видна эмоциональная подоплека, некая "игра на публику": дескать, катастрофа ужасна, люди глубоко возмущены действиями военных, их надо успокоить хотя бы тем, что виновные тоже страдают... Но, как уже говорилось, виновным человека может назвать только суд.

ДОБЛЕСТЬ ИЛИ ПОКАЗУХА?

Сказанное выше вовсе не означает, что автор считает Виктора Стрельникова (о других задержанных -- и разговор другой) совершенно не причастным ко львовской трагедии. Начну издалека, с той же публикации в "Народной армии", где есть строки, характеризующие генерала, как сторонника "лихих маневров", гордящегося тем, что, вообще-то, может иметь двоякую оценку. Его, например, восхищает воздушный парад в честь 10-летия независимости Украины, проведенный над головами киевлян. Цитируем: "Его расцениваем не только как военно-политическое мероприятие, но как масштабное авиационное учение, в котором приняли участие самолеты почти всех типов, пребывающих на вооружении ВВС." Но, господа, военное учение, да еще масштабное, над мирным трехмиллионным городом -- стоит ли этим гордиться, даже если обошлось без ЧП!? А если бы, не дай Бог... О каком количестве жертв могла бы идти речь? Страшно подумать... И ведь, кто помнит, летели самолеты достаточно низко...

Еще раньше генерал Стрельников, лично пилотируя, посадил истребитель на... одно из украинских шоссе на западе страны. За ним сели еще три машины. Здорово, правда!? Нет слов, велико мастерство летчика Стрельникова и его коллег. Но если вдуматься, здесь тоже видны элементы показухи, сгубившей позже столько жизней на львовском аэродроме. Зачем нужен был этот "шоссейный подвиг", на который ушло очень немало материальных средств при условии жесткого недофинансирования ВВС? Как подсказали автору эксперты, участки шоссе, на которые, в случае нужды, можно было бы сажать самолеты, строились еще во времена Союза. И если их использовать для плановой учебы десятков, сотен летчиков -- кто бы возражал. Но во времена, когда в полках летают только командир и еще пару руководителей (да и то мало), когда Харьковский институт ВВС выпускает (кого -- пилотов, специалистов, просто людей в погонах?) офицеров, ни разу не поднимавших самолет в воздух (пример 2001 года), такое событие -- это шоу, показуха. Причем надо понимать, что на несколько часов оживленное шоссе было перекрыто, что к месту посадки (и, соответственно, взлета) подогнали топливозаправщики и другую необходимую технику, провели ряд других сопутствующих мероприятий... Сколько плановых полетов "сожрала" посадка на шоссе? Но об этой стороне дела никто не говорил, раздавались только аплодисменты -- ах, молодцы, асы...

ТРАГЕДИИ ПОХОЖИ -- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАЗНАЯ

Не хотелось бы до окончательных выводов госкомиссии говорить о точных причинах львовской катастрофы. Но председатель этой комиссии Евгений Марчук уже заявил, что имели место и ошибка пилотов, и просчеты в организации шоу. Впрочем, сказал Евгений Кириллович, пока не ясно, "почему на земле, когда стало понятно, что произошли такие отклонения, не были проведены предупредительные мероприятия, чтобы в случае чего не пострадали люди". Если говорить о Стрельникове, то известно, что главком ВВС лично присутствовал на аэродроме в момент трагедии. Вне зависимости от того, он или кто другой утверждал план рокового мероприятия, генерал, да с таким опытом, не мог не видеть, что творится над головами людей. И, наоборот, мог и обязан был прекратить нарушения, вплоть до отмены шоу. Вот тогда его, действующего командующего, вряд ли кто ослушался бы. Рискну предположить, что присущая характеру генерала авиационная "лихость", наверное, очень нужная в скоротечном бою, сыграла здесь свою злую роль... Впрочем, подождем выводов следствия и суда.

Несмотря на все, сказанное выше, автор остается в убеждении, что допрашивать генералов надо, а "приземлять" на нары -- вряд ли, по крайней мере, сейчас, на начальном этапе следствия. Тем более, если сравнивать нынешнюю трагедию и ту, что случилась над Черным морем. Следуя известной логике, надо было и тогда сразу же "закрывать" министра Александра Кузьмука и главкома ПВО Владимира Ткачева. Знали они о дальности действия злосчастной ракеты? Да, безусловно. Знали, что стрельба реально ведется в направлении, где проходят трассы пассажирских лайнеров? Должны были знать. Имели представление, что стрелять туда нельзя? Надо думать... И так далее. Но в тюрьму генералы не сели, напротив, министр стал законодателем (что, конечно, осложнит жизнь следователю, если дело дойдет до уголовной ответственности).

В обоих случаях последствия ужасны, погибли десятки ни в чем не повинных людей. Но ответственность у подозреваемых в причастности к трагедиям, получается, разная. Автор не страдает кровожадностью и не ратует за то, чтобы срочно кинули в тюрьму экс-министра и бывшего главкома ПВО. Скорее, наоборот, вряд ли стоит держать на нарах Стрельникова со товарищи, "опуская" и без того невысокий рейтинг армейских руководителей...

Посмотрим, что скажет военный суд Западного региона, которому предстоит принять решение о мере пресечения для генералов (если, конечно, Генпрокуратура вновь обратится туда с представлением об их аресте).

P.S. Говорят, буквально за пару дней до трагедии в высоких кабинетах видели проект Указа Президента Украины о награждении достойных людей. Среди других, к ордену Богдана Хмельницкого 2-й степени был представлен и главком ВВС Виктор Стрельников. Нам неизвестно, успел ли подписать этот Указ глава государства. И если да, то что будет теперь: отменят решение либо вручат орден подследственному?