1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №174 (1222) за 07.08.2002

"КИНОСПРУТЫ" ДАМИАНО ДАМИАНИ

Впервые слова "коррупция", "заказное убийство", "мафия" мы узнали из фильмов итальянского режиссера Дамиано Дамиани, недавно отметившего свое 80-летие. Его картины ворвались на наши экраны в конце 60-х. Сами названия говорят о содержании: "Наемный убийца", "Золотая пуля", "Сова появляется днем", "Следствие закончено -- забудьте", "Я боюсь", "Следствие с риском для жизни", "Сицилийский контракт", "Связь через пиццерию", "В сетях мафии". А когда в 80-х на нас "обрушился" 24-серийный "Спрут", тут уж Дамиани просто объявили классиком кино о мафии. Среди журналистов даже бытовала шутка, что так реалистично показаная режиссером "коза ностра", наверное, платит режиссеру за громкую "рекламу". А сам Дамиани не раз заявлял, что борьба со "спрутом" -- это его осознанный жизненный выбор. Известный итальянский актер Франко Неро сегодня с грустью говорит: "Когда мы делали большое кино, телевидения в его нынешнем виде не существовало, поэтому создавались шедевры. Мы тогда делали острое социальное кино. Сегодня такие фильмы никому не нужны". Его сожаление можно понять. Первым и главным "борцом" в фильмах Дамиани, при этом мужественным и голубоглазым был актер Франко Неро. Потом зрительские чувства перешли на Микеле Плачидо -- обаятельного комиссара Каттани, чье имя стало нарицательным рядом со словом "мафия". Кстати, эта роль тоже была написана для Неро, но в процессе работы Дамиано решил придать этому персонажу некую лиричность и пригласил Плачидо, ранее уже снимавшегося в его "Человеке на коленях". Дамиани снимал в своих фильмах как известных мировых звезд -- Жана-Марию Волонте, Клауса Кински, так и "открывал" новые имена. Так, именно фильм Дамиани "Самая красивая жена" стал дебютным для 15-летней красавицы Орнеллы Мутти. Вообще, одной из особенностей кинематографа режиссера является наличие в них целой "обоймы" красивых актрис -- одна лучше другой, даже трудно кому-нибудь отдать предпочтение.

Дамиани, закончив художественный факультет Миланской академии изящных искусств, прошел в кинопроизводстве многие профессии: помощник, ассистент режиссера, художник-постановщик, сценарист. И, прежде чем снимать свое остросоциальное кино, он долгое время "искал" себя: делал документальные фильмы, короткометражки, экранизировал современную итальянскую прозу. А в череде своих остросюжетных социальных фильмов даже "открыл" новый жанр -- библейский детектив, сняв "Расследование". "Многоликий", ненасытный Дамиани заявил о себе и как актер, в начале в фильме "Золотая пуля", а затем в одной из главных ролей в ленте "Убийство Маттеотти".

Кульминационным в карьере и самым известным фильмом Дамиани стал фильм с длинным названием "Признание комиссара полиции прокурору республики", за который в 1971 году он получил главный приз Московского кинофестиваля. А затем наступили времена, когда маститому Дамиани вместе с другими известными итальянскими режиссерами ничего не оставалось, как снимать целый ряд так называемых "спагетти-вестернов" -- образчики американских "боевиков". Хотя проходили и такие любопытные фильмы, как "Ленин: поезд", или классика авангарда "Вlue". Фильмы Дамиано Дамиани особенно были популярны в Советском Союзе, но их острота постепенно стала "стираться" рядом с новыми российскими фильмами об отечественной мафии, которые своей кровавостью "переплюнули" классический итальянский кинематограф режиссера Дамиани.