1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №176 (1224) за 09.08.2002

"ЭТОТ ФИЛЬМ -- КРИК УКРАИНСКОЙ ДУШИ"

Сидя в кресле в папином кабинете, Филипп ИЛЬЕНКО особенно похож на кинорежиссера Юрия Ильенко. Исполнитель роли молодого Мазепы в фильме "Молитва за гетьмана Мазепу" вернулся из Польши, где на Международном фестивале в Инске он получил "Золотую рыбку". Мы решили посмотреть на нее, загадать желание и пообщаться с Ильенко-младшим.

-- В маленьком городке на северо-западе Польши уже четвертый раз в рамках XXIX кинофорума "Инске лято фильмове" состоялся фестиваль украинского кино. Оргкомитет награждает по традиции два фильма -- польский и зарубежный. В этом году приз "Золотая рыбка" был присужден Юрию Ильенко за картину "Молитва за гетьмана Мазепу". Публика очень хорошо приняла фильм: на обсуждении было приятно слышать очень высокие оценки маститых кинематографистов и критиков, которые поздравили автора с успехом. Они отметили, что в фильме отражены глубинные традиции культуры, украинского барокко, прозвучала такая фраза: "это -- крик украинской души".

-- Вы уже почувствовали себя кинозвездой?

-- Было что-то подобное -- даже автографы подходили брать, а поскольку я еще не привык, задумался, что же написать человеку?

-- Филипп, это далеко не первая ваша работа в кино. Как рассказывал Юрий Герасимович, когда в детстве вы впервые вошли в кадр, сами дали команду...

--... Я сказал: "Мотор! Стоп!" В кино я стал сниматься в раннем детстве, все произошло постепенно и органично -- от маленьких ролей до главной в фильме "Соломенные колокола" в 9-летнем возрасте. Потом снимался в картине "Лебединое озеро. Зона", была небольшая роль в "Аве, Мария", в прошлом году сыграл в короткометражной ленте Михаила Ильенко "Небольшое путешествие на большой карусели".

-- И тем не менее, вы решили не связывать свою жизнь с кино на профессиональном уровне.

-- Я юрист, сотрудник аппарата Верховной Рады Украины. Но не думаю, что так далеко ушел от кино, поскольку в научно-экспертном управлении занимаюсь экспертизой проектов, связанных с культурой и кинематографом. А в составе общественной организации "Нарешті" участвую в проведении кинофестиваля "Открытая ночь".

-- Как повлияло на вас осознание того, что вы -- сын знаменитых родителей?

-- Не могу сказать, что меня этот факт как-то гнетет -- наоборот, я очень этому рад. И это не мешает по жизни, наоборот -- помогает. А кроме того, знаменитость родителей в разное время была разной, поэтому к ней было и разное отношение. Сейчас пошел какой-то потрясающий рост! Однозначно могу сказать, что я этого никогда не стеснялся, даже гордился этим. А юристом стал не потому, что хотел кому-то что-то доказать. Просто в то время кино практически не снимали.

-- Вашим коллегой по роли Мазепы был Богдан Ступка. Ваши ощущения рядом с мэтром?

-- Это было не обычное партнерство, когда актеры работают в одном кадре. Мы только один или два раза появились в кадре вместе. В некоторых эпизодах начинал один актер, потом его сменял другой, за ним появлялся третий (Мазепу сыграли в общей сложности трое) -- это было интересно и достаточно сложно. Великий актер Ступка -- сами понимаете... я отношусь к нему с огромным уважением. Богдан Сильвестрович по характеру человек очень приятный, с ним легко общаться. Просто смотришь, как он работает, и понимаешь, что и как нужно делать. А советы я в основном слышал от режиссера, больше никто не может советовать актерам во время съемок.

-- С отцом работать непросто?

-- Конечно! Для отца главное -- качество работы, и ему абсолютно все равно, кто ты. Более того: это накладывает гораздо большую ответственность. Режиссер Ильенко достаточно строг. Может и гаркнуть на актера, а может подойти с улыбкой и шуткой -- по ситуации.

-- А мистический ореол, связанный с образом Мазепы, вас не "зацепил"?

-- Ничего со мной особо странного не произошло. Съемки были наполнены таким количеством событий, что сложно что-то выделить. А мистический элемент, конечно же, есть. Столько лет вокруг этой личности создавалась такая аура, что это не могло не отразиться на людях, соприкасающихся с ним. Наверное, я просто к этому отношусь без какого-то предубеждения. Перед началом работы мы пригласили священника, чтобы он благословил съемки. И оказалось, что это священник церкви, которая относится к Московскому патриархату, тому самому, что предал Мазепу анафеме!

-- Что вы думаете о том, что фильм не рекомендован к показу в России?

-- Образ Мазепы, созданный автором фильма, несколько не соответствует тому, который уже сложился. И, естественно, кому-то не нравится, что Мазепа показан другим, или Петр Первый. Все это относится уже к политике. Но ведь фильм никто не собирался делать каким-то политическим манифестом. Картина не дает однозначной трактовки образов. Скорее, подталкивает зрителя к размышлению: каким же на самом деле был Мазепа? И когда фильм все-таки выйдет на экраны, думаю, зрителей привлечет именно контраверсийность показанных в нем событий.

-- Какой Мазепа в вашем восприятии?

-- Это одна из самых трагических личностей в истории Украины, уже достаточно сложно разобраться в том, каким же он был на самом деле -- столько лет эта история писалась и переписывалась!... Думаю, скорее, это не предатель, а человек, которого предали. К его противоречивому и сложному образу обращались Пушкин, Байрон, Гюго, в польской литературе он также достаточно широко представлен. Он вышел за сугубо исторические рамки и стал каким-то символом, который люди воспринимают по-разному.

В Польше меня спросили, применялась в фильме компьютерная графика, и очень удивились, когда я сказал, что нет. Почему-то в обывательских кругах это считается обязательным атрибутом хорошего фильма. На самом деле, как мне кажется, признаки хорошего кино -- это наличие художественных образов и творческого подхода.

-- Когда украинский зритель сможет увидеть фильм "Молитва за гетьмана Мазепу"?

-- Этими вопросами занимаются продюсеры. Есть еще и некоторые условия, которые не зависят ни от них, ни от авторов фильма. Но в сентябре премьеры не будет.