1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №179 (1227) за 13.08.2002

В КРЫМУ БУДУТ СУДИТЬ ПО ШАРИАТУ

На рассмотрение в Меджлис крымскотатарского народа поступил документ о создании в Крыму национального суда -- кадиата. Согласно положению об этой судебной инстанции, в его основную задачу входит "досудебное решение бытовых, семейных и других споров между крымскими татарами". Как утверждают представители Меджлиса, кадиат ни в коем случае не заменит действующие судебные органы и его решения не будут иметь юридических последствий. Это, скорее, "суд моральный", нормы которого согласуются с законами мусульманского права -- шариатом.

КАМНЯМИ ЗАБРАСЫВАТЬ НЕ БУДУТ...

Естественно, антитатарские силы в Крыму не преминули воспользоваться случаем и уже успели напугать половину населения полуострова отсечением рук, забрасыванием камнями, повешениями, которыми якобы "грешит" шариатский суд. В разговоре с корреспондентом "Сегодня" заместитель председателя Меджлиса Ремзи Ильясов категорически опроверг установление в республике "крымскотатарского ига".

-- Что представляют собой эти нормы кадиата?

-- Это моральные и этические правила жизни крымских татар. У нас существует моральный кодекс, в котором сказано, что нужно уважать старших, сохранять семью, должна быть сплошная грамотность. Вот такие ценности. Ни в коем случае светский суд не отменяется.

-- Нормы кадиата будут как-то связаны с законами мусульманского права -- шариатом -- и согласованы с Духовным управлением мусульман Крыма?

-- Мнение духовного управления будет, конечно, учтено.

То есть по сути кадиат мало чем отличается от товарищеского суда, получившего столь массовое распространение в бывшем СССР. Вызывают провинившегося на заседание -- и чихвостят. "Нарушитель", в свою очередь, кается и говорит, что впредь так поступать не будет.

ШАРИАТ -- ЭТО ГРАНИЦА АЛЛАХА ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Сами мусульмане неоднозначно оценивают возможное введение в Крыму кадиата, который будет пользоваться некоторыми нормами шариата. Первый помощник главы исламской ассоциации "Арраид" хаджи Бассил Марей считает, что прежде, чем вводить мусульманское право, нужно его досконально изучить. При этом судья должен в совершенстве владеть арабским языком, знать наизусть Коран, хадисы (изречения Пророка Мухаммада) и разбираться в особенностях данного сообщества. По мнению г-на Марейя, в Украине, даже среди ученых мусульман, он пока таких людей не встречал.

-- Во-первых, судья должен очень хорошо знать ислам и свой мазхаб (школу) шариата, по которой живет община, -- говорит представитель "Арраида". -- Я не думаю, что в Крыму может найтись такой человек, несмотря даже на то, что на полуострове есть свой муфтий. В исламе процесс накопления судебных знаний шел столетиями. Кстати, даже не во всех странах, где государственной религией принят ислам, действует шариат, потому что нет соответствующих оснований и условий для него.

Во-вторых, шариат, о "жесткости" которого ходит немало мифов, -- это не только уголовное право, позволяющее только рубить руки или бить камнями. В мусульманском праве главное -- не допустить несправедливости по отношению к осуждаемому. Судья в исламе, в отличие от других правовых систем, прежде всего ищет основания, чтобы оправдать человека. Например, воровство, за которое, в случае доказательства вины, человеку в некоторых странах по закону шариата отрубают кисть руки. Во-первых, нужны два свидетеля этого преступления. Во-вторых, следует определить причины, по которым человек воровал. Если он делал это по нужде или потому, что была угроза для его жизни, то он может быть признан невиновным. Шариат -- это граница Аллаха для человека. Разумные люди без наличия каких-либо судебных органов не переходят ее, понимая, что для них благо, а что -- зло...

Я понимаю, что мы, мусульмане, должны защищать выбор крымских татар, но этот выбор должен быть основан на исламе. Что-то подобное уже было в Чечне, когда поначалу власти объявили о создании шариатского суда, а уже только потом начали устанавливать исламские законы...