1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №179 (1227) за 13.08.2002

КОШЕЛЬКИ УКРАИНЦЕВ ВНОВЬ ПОТЯЖЕЛЕЛИ

Правда, не в прямом, а в потребительском исчислении. Но это как раз к лучшему, поскольку означает, что за одни и те же деньги товаров можно купить больше. По данным Госкомитета статистики, в июле, как и предыдущие несколько месяцев, мы жили при дефляции, а по итогам семи месяцев имеем новый рекорд долговременного "утяжеления" нацвалюты -- на целых 3,3%. При этом цены на продовольственные товары снизились на 2,7%, на услуги -- выросли на 0,5%.

Если и дальше удастся сохранить существующий паритет цен, годовая инфляция-2002 вместо первоначальных 9,8% не превысит 6,5%, уточняют собственный прогноз в Кабмине. Некоторые эксперты Нацбанка не исключают даже, что она может застыть и на уровне 4%. Однако, по мнению руководителя группы советников председателя правления НБУ Валерия Литвицкого, не исключено, что именно сейчас мы проходим через пик дефляции, и во втором полугодии гривня начнет дешеветь. Последний сценарий выглядит, увы, вполне правдоподобно на фоне неоднократных обещаний поднять цены на самые необходимые услуги. В народе тут же придумали тому определение по классику -- "триединое вздорожание": на "коммуналку", транспорт и телефонную связь. Последнее, как известно, уже свершившийся факт.

Но это -- лишь сухая статистика, поэтому интересно, как она перекликается с реальными потребительскими настроениями граждан, голосующих на рынках и в супермаркетах собственным кошельком. Этот, казалось бы, нематериальный показатель, именуемый "индексом потребительских настроений" (ИПН), в первую очередь, интересует представителей бизнеса. Для них его регулярно "замеряют" Международный центр перспективных исследований и компания Gfk-USM.

Полученные данные подтверждают, что потребительские настроения украинцев во втором квартале заметно улучшились: ИПН увеличился на 4,1 пункта, в то время как в прошлом году в это же время впервые с 2000 г. было зафиксировано его снижение. А июньское значение ИПН вовсе является рекордным и на 0,4 пункта превышает прежний максимум, зафиксированный в декабре 2001 г. Исследователи отмечают, что среди граждан явно улучшилась оценка текущей ситуации: большинство опрошенных ожидают поправки своего материального состояния в ближайшие шесть месяцев.

Эксперты отмечают общее оживление потребительских настроений населения во всех регионах, кроме западного и восточного. В "областях-оптимистах" заметно увеличилось число граждан, считающих целесообразным делать сейчас большие покупки для дома. Особенно заметно индекс склонности к потреблению поднялся в больших городах, где достиг опять же рекордного значения (92,7 пункта).

Замечена также интересная тенденция -- потребительским пессимизмом вдруг захворало младое поколение. Самое вероятное объяснение: уже второй квартал подряд в рядах респондентов в возрасте от 15 до 30 лет преобладает хандра, что, дескать, безработица среди молодежи ближайшие 12 месяцев будет возрастать. Тут уж не до покупок.