1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №179 (1227) за 13.08.2002

БЮДЖЕТНИКИ, КРЕПИТЕСЬ: ДЕНЕГ НА ВСЕХ НЕ ХВАТИТ

Фонд госимущества признал: и в этом году он вряд ли сможет выполнить план по продаже госсобственности. Предположительно в бюджет поступит только 1 млрд. грн. вместо "забитых" при верстке 5,8 млрд. Напомним, что в прошлом году ФГИ тоже осилил лишь немногим более половины этой суммы. Все ничего, если бы от приватизационных денег не зависели напрямую зарплаты бюджетникам и пособия незащищенным категориям населения.

Так называемая большая приватизация задумывалась в Украине как подспорье в деле наполнения казны на период, пока экономика малость оклемается, выходя из затяжного кризиса. Ведь чего проще: продали с молотка несколько заводов -- наскребли на учителей и медиков, сбагрили контрольные пакеты акций парочки энергокомпаний -- можно закрыть дыру по чернобыльским и шахтерским проблемам (долг по зарплате угольщикам превышает 1 млрд. грн.).

Но вот беда: количество лакомых кусков от народного пирога со временем сокращается, да и реализация "сладких остатков" идет со все большим скрипом. И в нынешнем году поступления от приватизации оставляют желать лучшего, поскольку, по словам и.о. председателя ФГИ Михаила Чечетова, уже чисто физически не успеют состояться "ключевые продажи", доля которых составляла 85% ожидаемых поступлений. В частности, третий год пробуксовывает продажа самого ценного из "ликвидов" -- "Укртелекома", вновь перенесенная на будущие времена, никак не удается провести конкурсы по пакету облэнерго и госпакету в компании мобильной связи UMC. Облэнерго должны пройти через новую технологию предпродажной реструктуризации долгов, составляющих ни много ни мало более 5 млрд. грн. Только тогда можно рассчитывать, что ими заинтересуется "серьезная публика". Если же проблема не будет решена, покупатели все равно придут, но такие, кому их страшно будет продавать, уверены приватизаторы.

Не нашел своего покупателя и 25%-й пакет акций "Азовстали". "Если кто-то надеется, что его цена будет постепенно снижена до 10 млн. грн., на это не стоит рассчитывать", -- предупреждает М. Чечетов. (И куда же в самом деле снижать -- при стартовой-то цене 154 млн. грн.! Это уже смахивает на узаконенный грабеж. -- Авт.). "Просто нынешним собственникам завода хватает для решения своих проблем уже имеющегося блокирующего пакета, а "покупатели со стороны" тоже не заинтересованы платить большие деньги и не иметь никакого влияния", -- поясняет он.

Правда, у западных аналитиков имеется свое объяснение причин торможения украинской приватизации. Мол, те инвесторы, что уже вложили в нас деньги, успели пожалеть о своем решении. К примеру, Кабмин отказался поднять тарифы на "ток" по просьбе словацкой фирмы, купившей четыре украинских облэнерго. Не помогли ни ссылки на предпродажные обязательства, ни вмешательство международных финансовых структур. Так что новые претенденты наверняка будут крепко думать, нести ли в Украину свои денежки.

Назрело еще одно несовпадение интересов: на этот раз уже приватизированных объектов и державы как их собственника. ФГИ предлагает в будущем году впятеро уменьшить размеры дивидендов, которые предприятия должны платить в бюджет, -- с 500 до 100 млн. грн. Еще лучше, считает М. Чечетов, наложить полный мораторий на всякие дивиденды, а всю прибыль реинвестировать в развитие производства (как это преспокойненько делают "частники", показывающие своим акционерам вместо обещанных доходов известную комбинацию). Впрочем, вышеупомянутые предприятия уже сейчас фактически саботируют бюджетные отчисления, отстегнув за первое полугодие в качестве дивидендов всего 20 млн. грн. вместо положенных 442 млн.

Поэтому неясно, откуда возьмутся деньги на погашение долгов и повышение зарплат бюджетникам, чего настоятельно требует в последнее время Президент... Да и что станем делать, когда все будет продано? Не зря международные инвесторы настоятельно рекомендуют вывести непредсказуемые приватизационные поступления из доходных статей бюджета. Проедать народную собственность пора прекратить. А средства от ее реализации предлагается направлять, к примеру, на погашение советских вкладов. Впрочем, и этот проект наверняка найдет своих оппонентов. Ну а ФГИ, оценив ситуацию, намерен в будущем году задекларировать в статье поступлений от приватизации более-менее реальные 2 млрд., вместо дутых шести.



ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
СБОР ПОДАТЕЙ ОТСТАЕТ ОТ ПЛАНА

Кабмин потребовал от 15 ведомств до конца года пополнить казну почти 10,2 миллиардами гривен, собранных в виде налогов и сборов. В третьем квартале должно быть обеспечено поступление 4,78 млрд. грн., в четвертом -- 5,4 млрд. грн. Причем часть из них: 410 млн. грн. и 412 млн. грн. соответственно пойдут в счет погашения уже накопившегося налогового долга. Ибо в первом полугодии план по сдаче податей этими ведомствами недовыполнен на 7%, несмотря на то, что в госбюджет поступило 19,683 млрд. гривен, что на 17% или почти на 3 млрд. грн. больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Напомним: доходы госбюджета-2002 установлены в размере 45,39 млрд. грн., расходы -- 49,57 млрд. грн.

Инф. "Сегодня"