1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №181 (1229) за 15.08.2002

СИНДРОМ МЕНЕДЖЕРА ПРЕСЛЕДУЕТ МАНЬЯКОВ СВОЕГО ДЕЛА

Помните анекдот о муже, который говорит жене, что идет к любовнице, любовнице -- что к жене, а сам -- шасть в офис. И работает, работает, работает... Так вот, теперь у этой "болезни" есть название -- синдром менеджера. Эта напасть страшна не только управленцам. Маньяков своего дела в нашей стране миллионы.

ЕСЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ВАМ УЖЕ ЧУЖДО

Им завидовали, ими восхищались. Оксана -- красавица. Выйди она на подиум -- и карьере Синди Кроуфорд конец. Косте тоже амбиций не занимать, не Билл Гейтс, конечно, но и не странствующий философ. Менеджер в приличной фирме, он постарался, чтоб дом был -- полная чаша, а жена в нем -- королева. Но с недавних пор, что-то разладилось в их "королевстве". Оксана, грешным делом, даже подумала, что все силы муж оставляет "на стороне", у любовницы... Но понаблюдала и поняла: ни чертики в озорных глазах барышень, ни ножки от ушей Костю не волнуют. Она решила, что ее половинке нужно встряхнуться и устроить праздник. Не получилось... Всю вечеринку благоверный проговорил с коллегами о работе. Ни фильм, снятый друзьями в отпуске, ни новое платье супруги, ни ее кулинарные изыски от проблем Костю не отвлекли. Когда гости ушли, он отправился в кабинет готовиться к утренней встрече с партнерами. "Неужели ты не понимаешь, у меня нет времени, -- раздраженно объяснил Оксане. -- К чему весь этот треп, если завтра я завалю важное поручение?"

А еще у Кости появилась странная "привычка" -- заболеть аккурат в пятницу вечером, торжественно перестрадать выходные, а в понедельник утром с чувством бойца, зализавшего раны, отправиться на работу. Если же расхвораться не удалось, то в ночь с субботы на воскресенье неотвратимо, как кариес, приходила бессонница. Ни подсчет слонов, ни "для тех, кто не спит" Костиной участи не облегчали. Он бродил по квартире, курил, запивал снотворное остывшим чаем и с отвращением ждал рассвета. В воскресенье ему мучительно хотелось: а) кого-нибудь если не убить, то обругать; б) спать. Утро понедельника проходило под лозунгом "И чешет на работу!" Но самое интересное, что вскоре и на службе появились проблемы. Костя стал забывчивым и медлительным, сидел в офисе все больше, а успевал все меньше. Трудовой энтузиазм довел его до язвы желудка и... импотенции. Чтобы восстановиться потребовался год.

ШАГ К БОЛЕЗНИ

На Западе это состояние врачи называют синдромом менеджера. Раздражительность, хроническая усталость, затянувшийся цейтнот, бессонница ночью и страх сделать что-то не так днем -- признаки "модной" и очень распространенной напасти.

-- Я не называл бы такое состояние синдромом, -- уточнил Леонид Юнда, заведующий Центром психотерапии и медицинской психологии Киевской психоневрологической больницы №1. -- Ведь синдром -- это совокупность признаков болезни, а то, что сейчас называют этим обывательским термином, состояние, когда человек еще не болен, но уже и не здоров. Если вовремя принять меры, то недуга можно избежать.

Какое же время можно отдать работе без ущерба для собственного здоровья? Это зависит от того, какая она. Если рутинная, то продолжительность рабочего дня "с удовольствием и не без морали" должна быть меньше, чем у тех, чьи профессии называют творческими. По КЗОТу трудовая неделя -- не больше 45 часов в неделю. На самом же деле у каждого четвертого из сословия белых воротничков она составляет минимум 70 часов. Но в общем-то нормы очень индивидуальны. Для многих людей, работа -- смыл жизни и острейшее из удовольствий. Даже если она занимает 25 часов в сутки, такой человек здоров и счастлив, его мир гармоничен. Для трудоголика, на своем деле зацикленного, жизнь заканчивается за дверью офиса, выходные дни тягостны, а отпуск -- невыносимое испытание. Он не замечает, что напоминает белку в колесе, и сам уже не в силах вырваться из замкнутого круга, бег в котором бессмысленен.

-- Определить, когда начинается синдром менеджера, трудно, но известно, во что он перетекает, -- говорит психотерапевт Дмитрий Павлюк. -- Или человек из этого состояния выходит, или у него развивается другой синдром -- сгорания. Что это значит? Он уже не может интенсивно работать так долго, как прежде, а поскольку потребность есть -- нервничает, ведь с работой уже не справляется. Возникает несоответствие запросов и возможностей. На этой почве могут развиться различные заболевания.

ОСТАНОВИТЬСЯ, ОГЛЯНУТЬСЯ

Самое простое и самое сложное -- осознать свою проблему. Остановиться, оглянуться и подумать -- почему работа отнимает жизнь?

Причин, по которым становятся трудоголиками, много. Основных четыре. Первая -- "из выгоды": человек уходит от домашних проблем, он занят и пусть его не трогают. Вторая -- трудоголик от "нечего делать". Ему нечем заняться, он просто просиживает свою жизнь на работе, но радости от этого не испытывает. Третья -- трудоголик "от неумения". Такой просто не может правильно организовать свой труд, рационально распределить обязанности и ответственность. Четвертая -- трудоголик-перфекционист. Он хочет выполнить задачу идеально, поэтому никогда не удовлетворен результатом и будет улучшать его до потери пульса.

-- В зависимости от того, к какой категории принадлежит человек, нужно искать выход из создавшейся ситуации, -- советует психолог Веста Бондарь. -- Сложнее всего перфекционистам: они часто начинают с второстепенного, а так как делают все очень тщательно, то на главное времени не остается. Следующим утром все начинается опять. Но ведь известно, что приблизительно за 20% рабочего времени мы выполняем 80% самых важных дел. Отсюда правило: начинайте с определения приоритетов.

Трудоголикам "от неумения" стоит изменить стиль работы. Не планировать рабочий день так, чтобы максимально загрузить себя, а напротив, пытаться сэкономить силы, чтобы добиться лучших результатов. Начните с мелочей, например, наведите порядок на рабочем месте. Ежедневно составляйте план, рационально распределите обязанности между сотрудниками, больше им доверяйте. Если и это не помогает, еще раз взвесьте -- а свою ли ношу несете? Может, она слишком тяжела и стоит просто сменить работу?

Трудоголикам "от нечего делать" и "из выгоды", скорее всего, самим с проблемой не справится, нужно идти к специалистам.

А вот несколько общих правил для тех, кто не хочет сгореть на работе.
  • Если у вас менеджер-синдром, жестко ограничьте свой день: уходите, скажем, в 18.00, даже если что-то осталось незаконченным. Ведь ваша задержка в офисе -- это уже условный рефлекс: не за один день выработался, не за один день и уйдет.
  • Составляйте планы на день, неделю, месяц, год и строго им следуйте.
  • В выходные отдыхайте. Ни в коем случае не берите работу на дом. И помните: лучший отдых -- смена занятий.
  • Начинайте планировать отпуск на следующий год, как только вышли из отпуска этого года. Изучайте каталоги турфирм, советуйтесь с сослуживцами, отдыхавшими "дикарями", заранее намечайте маршрут по карте.
  • Отпуск желательно разбивать на несколько частей в течение года, например, зимний и летний.
  • Наслаждайтесь жизнью. Для того чтобы поплавать в бассейне или прогуляться в парке, много времени не надо.
  • Не "отдыхайте" сидя перед телевизором.
  • Следите за своим здоровьем. Иногда за менеджер-синдром принимают обычную астению или субдепрессию (состояние, предшествующее депрессии).
  • Спать нужно не менее 8 часов в сутки.
  • Иногда стоит "поплакаться в жилетку" другу или кому-то из близких. Если это не помогает, не стесняйтесь обращаться к психологу или психотерапевту. Иначе рискуете заработать гастрит, гипертензию, язвенную болезнь.