1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №182 (1230) за 16.08.2002

"В ПАРЛАМЕНТЕ МНЕ НЕКОГДА МОЛИТЬСЯ" -

Мало кто знает, что народный депутат и глава меджлиса крымскотатарского народа Мустафа ДЖЕМИЛЕВ -- "особо опасный рецедивист", в прошлом имевший семь(!) судимостей. Правда, все они были "по политическим мотивам". Немногим также известно, что Джемилеву за правозащитную деятельность в 1998 году присуждена премия Управления Верховного Комиссариата ООН по делам беженцев, дважды он выдвигался на соискание Нобелевской премии мира, его именем названы парк и улица в столице Турции Анкаре, других турецких городах... Сегодня бывший политзаключенный занят той же правозащитной деятельностью, правда, уже у себя на родине -- в Крыму. Разговор мы начали именно с этой темы...

-- Г-н Джемилев, чем вызваны ваши недавние заявления о том, что в Крым следует вернуть иностранных наблюдателей? Неужели в автономии опять обострилась ситуация?

-- Собственно говоря, мы с самого начала выступали против того, чтобы наблюдатели ОБСЕ уезжали с полуострова. Я понимаю позицию руководства страны, которое считает, что наличие иностранных наблюдателей в Крыму -- это свидетельство угрозы некой дестабилизации. Поэтому вполне понятно желание Украины показать, что в Крыму все спокойно. Хотя, по моему мнению, наблюдателей "убрали" с полуострова как раз в тот момент, когда были все основания, чтобы увеличить их число. В Крыму очень много конфликтогенных проблем, которые нужно немедленно решить. Скажем, земельный вопрос. До сих пор в нем нет существенного продвижения.

-- Сколько на сегодняшний день в автономии проживает крымских татар?

-- По последней переписи -- 248 тысяч. Но по нашим подсчетам, их где-то около 260 тысяч человек. Они составляют примерно 13% от общего населения всего полуострова. Преимущественное большинство из них уже получили украинское гражданство. Но остается еще 2--3 тысячи человек, которые в силу разных обстоятельств не смогли этого сделать.

-- Ожидается ли в Крыму новый наплыв крымских татар?

-- По нашим оценкам, за пределами АРК в государствах бывшего Советского Союза (преимущественно в Узбекистане, Таджикистане и некоторых регионах России) проживает до 250 тысяч крымских татар. Подавляющее большинство, конечно же, будет возвращаться. И речь идет не столько об их возвращении на свою историческую родину, сколько -- о воссоединении семей. Ведь те, кто остался за пределами Крыма, имеют родственников на полуострове. И если до сих пор эти люди не возвращаются, то только из-за социальных препятствий. Известно, что уровень безработицы среди крымских татар вдвое-втрое выше, чем среди русскоязычного населения. В этом есть и объективные факторы: новые люди -- это новые рабочие места, которых пока нет. Во-вторых (и это главное), по отношению к крымским татарам существует некоторая дискриминация. Если у русскоязычного работодателя будет выбор, кому дать работу -- татарину или русскому, -- то он отдаст предпочтение последнему. Конечно же, в этом ряду стоит и жилищная проблема. Около 40% крымских татар не имеют своего жилья.

-- Именно в силу этих причин на полуострове периодически и происходят "разборки" на национальной почве?

-- Это не межнациональный конфликт. А конфликт между крымскими татарами, возвращающимися на свою родину, и структурами власти, которые, в силу каких-то шовинистических или иных интересов, не хотят решать проблемы репатриантов. До сих пор на нас смотрят через призму советской пропаганды, как на врагов. Кроме того, на полуострове есть отдельные чиновники, которые строят свою политику на межнациональной розни. Это особенно чувствуется перед выборами. Мол, изберите меня и я буду защищать русские интересы!.. Некоторые шовинистические организации в Севастополе нам прямо так и заявляют: "Если бы вы поддержали идею присоединения Крыма к России, мы бы способствовали решению и ваших проблем".

-- Но ведь и крымские татары в свое время устроили в Крыму так называемый "крестоповал", уничтожая кресты, установленные православной церковью...

-- Этот конфликт обострился в 2000 году. Дело в том, что христиане начали устанавливать вдоль всех крымских дорог кресты. Интересуемся: в чем дело? Митрополит Лазарь говорит: готовимся к 2000-летию христианства. Отвечаем, что на полуострове живут не только христиане. Давайте мы начнем восстанавливать мечети, которых в Крыму было более полутора тысячи!.. И наше терпение лопнуло, когда один крест был установлен на старом мусульманском кладбище. Но это уже был, по моему мнению, чисто политический вызов. Интересно, что защитником этого "радикального православия" выступил лидер крымских коммунистов Леонид Грач...

Кроме того, мы, как граждане Украины, поддерживаем более тесные отношения с Украинской православной церковью Киевского патриархата, а в Крыму имеет более широкое влияние и распространение УПЦ Московского патриархата. И когда мы встречаемся с патриархом Филаретом, то это еще одна из возможностей обвинить нас в "сговоре с украинскими националистами и бандеровцами".

"КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ ВОЕВАЛИ В ЧЕЧНЕ"

-- Вас не раз обвиняли в оказании помощи "чеченским боевикам". Это правда, что крымские татары воевали в Чечне, а раненные чеченские солдаты проходили курс лечения в Крыму?

-- Действительно. В первую российско-чеченскую войну это было. Меджлис крымскотатарского народа не принимал участия в войне, но добровольцы своими путями туда ехали. Убитых среди крымских татар не было. В боевых действиях они особенного участия не принимали, потому что сам Дудаев говорил, что за Чечню должен в первую очередь умирать чеченский солдат. Поэтому крымские татары были в охране. Только во время наступления они принимали участие в боях.

Что касается раненых, то во время первой войны несколько чеченцев с боевыми ранениями и поврежденными позвоночниками приезжали на лечение в Крым. Наша позиция всегда однозначна: морально мы на стороне чеченцев, которые борются за свою свободу. Естественно, по мере своих возможностей мы стараемся им помочь.

-- Говорят, что у вас дома живут несколько чеченских детей...

-- Да, двое -- шести и семи лет. Наши возможности очень ограничены, но мы постоянно приглашаем в Крым чеченских детей-сирот. Они живут в Крыму столько, сколько им нужно. Мы сами находим деньги, чтобы переправить их к нам. Вот последний раз меджлис принимал более 200 чеченских ребят. Детям, как правило, от 5 до 12 лет. Их сопровождает только одна женщина.

-- Вы сами посещали Чечню?

-- Я был только на инаугурации Аслана Масхадова в 1998 году, куда мы официально ездили вместе с делегацией Народного Руха.

-- А с Джохаром Дудаевым вы не встречались?

-- Нет. У нас велись только телефонные переговоры. Мы собирались с ним встретиться, но этому помешала война.

-- О чем вы с ним разговаривали?

-- Речь шла об установлении более тесных отношений. Для этого в Чечню должна была приехать официальная делегация меджлиса...

-- В Одессе, Львове и Киеве были открыты так называемые информационные центры "Чечен-пресс". В Крыму что-то подобное было?

-- Нет. Но в одно время в Крыму существовало представительство Чеченской Республики Ичкерия. Чеченцы также пытались создать свой культурный центр на полуострове.

"В КРЫМУ МЫ ХОТИМ СОЗДАТЬ СВОЮ НАЦИОНАЛЬНУЮ АВТОНОМИЮ"

-- Скажите откровенно: идея того, что Крым -- это исключительно крымскотатарская земля, живет?

-- О независимости речи не идет. Скорее о создании на полуострове национально-территориальной автономии.

-- Типа Палестины?

-- Нет. Наподобие автономий в Российской Федерации. Ведь, собственно, в 1921 году автономная республика в Крыму была создано только потому, что там живет коренной народ -- крымские татары. И когда в 1944 году нас депортировали, то пропала потребность и в существовании данной автономии, которая была превращена в область в составе РСФСР, переданная позже Украине. Поэтому требование о создании национальной автономии, по нашему мнению, вполне законно и мы его никогда с повестки дня снимать не будем.

Речь не идет о том, чтобы крымским татарам предоставить больший объем прав, по сравнению с другими жителями Крыма. Просто нужно создать механизм, который гарантировал бы представительство крымских татар в органах власти, хотя бы на пропорциональной основе. Мы требуем, чтобы крымскотатарский язык на территории полуострова действовал наравне с государственным и русским языками.

-- Почему меджлис так и не смог за все время своего существования развиться в мощную политическую организацию? И почему нет крымскотатарской партии?

-- Нас всего 260 тысяч, т.е. даже если все как один будут голосовать за нашу партию, мы все равно не сможем преодолеть 4%-ного барьера. Кроме того, меджлис -- это не организация и не партия. Это что-то типа нашего предпарламента. В меджлис избираются тайным голосованием независимо от политических взглядов на национальном съезде. Нам не нужно регистрироваться в Минюсте. Меджлис можно признавать или не признавать. В комитетах ВР, кстати, лежит на рассмотрении законопроект о статусе крымских татар, где расписаны полномочия меджлиса и курултая.

-- В Украине существует Партия мусульман Украины, во главе которой стоит Рашид Браги, почему с этой организацией у меджлиса не сложились отношения?

-- ПМУ была создана в 1998 году в преддверии парламентских выборов. Когда ее представители приехали к нам в Крым с агитацией, меджлис посчитал, что создавать партию на религиозной основе -- неправильно. Можно быть хорошим мусульманином, но никуда не пригодным политиком. И наоборот. Поэтому ПМУ на выборах в 1998 году была одним из наших противников, "урвавшая" у нас 10 тысяч голосов крымских татар.

-- Вы, как мусульманин, которому предписан пятикратный намаз (молитва) в день, совершаете его в Верховной Раде?

-- Что вы! У меня иногда дома не всегда есть такая возможность...

"ПЕРВЫЙ ТЮРЕМНЫЙ СРОК Я ПОЛУЧИЛ ЗА ТО, ЧТО СКАЗАЛ: "У МЕНЯ НЕТ ВРАГОВ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СССР"

-- Почему меджлис со все политических компаньонов избрал Народный Рух? Это связано как-то с тем, что вы и Вячеслав Чорновил были диссидентами?

-- Наше сотрудничество имеет очень глубокие корни. Народный Рух создавался на базе Украинской хельсинкской правозащитной группы. Конечно, в определенной мере, наш выбор связан и с Вячеславом Чорновилом.

-- В советское время вы с ним где-то пересекались в ссылках или лагерях?

-- Мы с ним были одновременно в Якутии: он в Ленском районе, я в Верхне-Колымском. У нас была тесная переписка, но там мы с ним ни разу не встречались. Узнавали друг о друге из хроники текущих событий. Впервые с Вячеславом Максимовичем мы встретились только в 1988 году.

-- Известно, что хорошо были знакомы с Андреем Сахаровым...

-- Да, у нас были тесные взаимоотношения. Он дважды был у меня дома, приезжал на мои судебные процессы в Ташкент и Омск.

-- С кем еще из известных диссидентов вы дружили?

-- С генералом Григоренко. Сегодня во многих домах крымских татар вы сможете увидеть его портреты, он очень много для нас сделал. Поэтому, когда мы вернулись в Крым, то многие улицы и площади были переименованы в честь Петра Григоренко... Но вообще, начиная с конца 60-х годов, у нас были очень тесные контакты с правозащитными движениями из России. В основном все были из Москвы. Но после распада СССР дороги многих диссидентов разошлись. До крушения империи всех объединял общий враг -- советский режим. Когда его не стало, то так называемые крайние православные ортодоксы стали ярыми русскими шовинистами и ура-патриотами. В России есть такой адвокат Золотухин. Он в советское время написал книгу о процессах над крымскими татарами. Так вот, когда его недавно спросили, стал бы он сегодня защищать крымских татар, то тот ответил, что нет, так как, мол, они сторонники того, чтобы "наш российский Крым принадлежал Украине"...

-- За что вы получили свой первый срок?

-- Формально меня исключили из института. Выгнали за то, что я "неправильно толкую советскую национальную политику КПСС". Меня хотели забрать в армию. Но я отказался и сказал, что за пределами Советского Союза у меня врагов нет. И потом -- у меня нет родины, которую мне нужно было защищать. За это мне дали первые полтора года... А уже далее пошла традиционная статья 190 "прим." -- "распространение и составление документов, порочащих советский государственный строй и его политическую систему". И так шесть раз подряд...

-- А как на Запад попадала "порочащая советский строй" информация наших диссидентов?

-- Через иностранных корреспондентов, аккредитованных в Москве...