1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №186 (1234) за 21.08.2002

ОРДЕН ЛЕНИНА НИКУЛИН "ОБМЫВАЛ" ПО ДОРОГЕ В КИЕВ С ПРОВОДНИКАМИ И ПАССАЖИРАМИ ПОЕЗДА

Сегодня исполняется пять лет, как не стало Юрия Владимировича Никулина. Грустно. Накануне я отправился в цирк -- нет, не в Московский на Цветном бульваре, а в Киевский, который хорошо помнит единственные гастроли великого клоуна...

ДОЛГОВЯЗЫЙ И НЕУКЛЮЖИЙ, С ЧЕМОДАНЧИКОМ В РУКЕ

-- С Юрием Владимировичем Никулиным я познакомился в 1972 году. В то время я работал главным режиссером Киевского цирка, и меня пригласили сделать программу открытия Луганского, -- рассказывает генеральный директор Национального цирка, Народный артист Украины Борис Заец. -- Дня за два до торжества, когда все уже было готово, приходит то ли главный строитель, то ли председатель треста, уже и не вспомню, и говорит: "Рабочие просят, чтобы для них выступил Юрий Никулин". Тогда такая "просьба" строителей значила очень много. Я даю телеграмму в "Союзгосцирк", объясняю ситуацию. Мне ответили, что Никулин сейчас на гастролях -- не то на Дальнем Востоке, не то в Сибири, в общем, далеко от Москвы, но пообещали что-то придумать. И -- представляете! -- через сутки Никулин со своим партнером Шуйдиным прилетают в Луганск. Поехал встречать их в аэропорт. Сильно волновался: часто бывал в Москве, видел его на манеже, но не осмеливался с ним даже заговорить. Кто такой Никулин и кто я. А получилось, будто мы всю жизнь друг друга знаем. Долговязый и неуклюжий, такой же, как и в кино, Никулин с чемоданчиком, где был самый необходимый реквизит, подошел ко мне и сказал: "Здравствуй. Так ты Боря, режиссер? Это ты будешь нам ставить номер?" -- "Нет, -- говорю, -- ставить ничего не буду. У вас и так все сделано. Просто от имени строителей просил, чтобы вы приехали. Они очень хотят вас видеть." -- "Ну что ж, раз хотят, то я их тоже хочу видеть. Они молодцы, еще один цирк построили".

После этого разговора мы в обнимку сели в какой-то "бобик" и поехали в город. Тогда в Луганске планировали дать только один спектакль, но получилось целых три, притом, что в зал, который вмещал всего полторы тысячи, набивалось намного больше народа.


ПОЧТИ СЕРЬЕЗНО...
Когда пятилетнего Юру повели в цирк, ему очень понравились клоуны. Мама сшила ему клоунский костюм. Сделала из гофрированной бумаги воротник-жабо, из картона -- шапочку с кисточкой, а на тапочки прицепила помпоны. В таком виде Никулин пришел на костюмированный вечер к одной соседской девочке. Вспомнив, что когда клоуны в цирке падали, зрители смеялись, Юра, переступив порог, тут же грохнулся на пол. Никто не засмеялся. Тогда он снова упал. Никакой реакции. Повторил трюк несколько раз, но так и не вызвал ни одной улыбки. Только одна женщина спросила его маму: "Он что у вас, припадочный?"


В КИЕВЕ НИКУЛИНА ЗАСЫПАЛИ ЦВЕТАМИ И... КОНФЕТАМИ

-- Получилось так, что в Киеве Никулин выступал только в старом цирке, в том, который стоял на перекрестке улиц Саксаганского и Красноармейской. В новом, на площади Победы, все никак не выходило. А в январе 1980 года Никулин позвонил и спросил, есть ли в программе нашего цирка место и может ли он приехать с гастролями. После всех новогодних "елок". Конечно!

Хотя у нас есть своя цирковая гостиница, мы, естественно, заказали для Юрия Владимирович "люкс" в "Лыбеди". Думали, что так и ближе будет (цирк через дорогу), и удобнее. Встречаю Никулина на вокзале, везу туда, но он... наотрез отказался жить в дорогой гостинице. Сказал, что будет там, где и все артисты. Никакие уговоры -- мол, там номера неудобные, однокомнатные, шумно и все такое -- его не убедили. Еле уговорили поселиться в двух номерах -- для отдыха и приема гостей.

Успех его гастролей был неимоверный. Люди ночевали около касс. Очереди за билетами тянулись в три ряда вокруг цирка. Народу собиралось столько, что площадь Победы милиция патрулировала на лошадях.

Обычно в цирке гастроли с одним номером длятся максимум два месяца. Никулин же работал в Киеве с 18 января по 18 мая, давал по десять спектаклей в неделю. После каждого выступления арена была засыпана цветами. Это сейчас в любом подземном переходе можно купить какой угодно букет, а в 80-е с этим было труднее. На дневных спектаклях, когда в цирк приходило много детей, Никулин показывал репризу с собачкой -- кормил ее конфеткой, а она становилась на задние лапы, ходила "восьмеркой" между ног. Так весь зал -- две тысячи ребят -- считал своим долгом бросить на арену конфетку. После спектакля рабочие минут десять совками и веничками собирали эти лакомства. Иногда за кулисами полмешка конфет стояло.

Никулин любил импровизировать. Он работал с публикой. Например, сидит молодой солдат в третьем ряду. Пришел с девушкой. Сам стриженый, в новой форме. И Никулин обязательно к нему обратится: "Ну что, салага, доволен, что в цирк попал?" Это слово "салага" настолько по-отцовски звучало, что парень аж поднимался. "Да ты сиди, сиди. Я недавно был таким", -- говорил Никулин и зал хохотал, громко аплодируя. А это была не заготовка. Он никогда сильно не гримировался, как другие клоуны. Поставит пятно на носу, немного подрумянит щеки, подведет глаза, напудрится, чтобы лицо не блестело -- и все.


ПОЧТИ СЕРЬЕЗНО...
"Почему люди смеялись? Думаю, прежде всего потому, что я давал им возможность почувствовать свое превосходство надо мной. Поэтому мои неожиданные вопросы, ответы, действия и выглядели смешными. Окружающие понимали, что сами они на подобное никогда не пошли бы. Рассказывая анекдоты, разыгрывая знакомых, я, как правило, сохранял невозмутимый вид, отчего юмор становился острее, лучше доходил..." (Из книги Ю. В. Никулина "Почти серьезно...")


С ГИТАРОЙ И АВОСЬКОЙ...

-- Крупнейшие предприятия Киева приглашали Никулина в гости на творческие встречи. Юрий Владимирович никому не отказывал. Брал гитару, пленки со своими фильмами заворачивал в газетку, клал в обычную авоську и направлялся на "Арсенал" или на "Ленинскую кузню". Он был очень простым человеком -- скромно одевался, никогда не носил галстуки, на голове всегда какая-то кепочка. С вечера (жили мы рядом) заходил ко мне и говорил: "Боря, пиши: в двенадцать буду на таком-то заводе, после двух -- на другом, а вечером у меня спектакль в цирке. Если у тебя будет свободная машина, пришли, пожалуйста". Конечно же, я всегда ездил за ним.

Если у Никулина выпадала свободная минутка, он любил разгадывать кроссворды. В перерывах между репризами, когда не нужно было выходить на манеж, он коптел в гримерке с карандашом в руках над этими ребусами. В цирке все знали, что у Юрия Владимировича всегда можно спросить трудное слово -- подскажет.

В понедельник, единственный выходной в цирке, мы обычно выезжали на природу -- на шашлыки или на рыбалку. Подышать воздухом и отдохнуть. Юрий Владимирович очень любил посидеть у костра. Перед поездкой он постоянно спрашивал, кто там будет. И когда ему говорили, что поедут все ведущие артисты, Никулин говорил, что в цирке все "ведущие". Предлагал сброситься и заказать еще один автобус. В результате вместо одного автобуса ехало три. Он любил, чтобы все были -- акробаты, гардеробщицы, билетеры, контролеры...

Во время гастролей в Киеве Никулина наградили орденом Ленина. За наградой нужно было ехать в Кремль. Отменить спектакли он не мог, поэтому договорились, что Юрий Владимирович поедет в воскресенье вечером после выступления, а в понедельник вернется обратно. Никулин попросил меня составить компанию. Взяли билеты в СВ, на девятичасовой поезд. Хотели в дороге выспаться, но, как только поезд тронулся, дверь в наше купе не закрывалась ни на минуту, пока все пассажиры и проводники не поздоровались с Никулиным и не взяли у него автографы. Кто на чем -- на клочке бумаги, на книжечке, в блокноте. Юрий Владимирович для всех находил добрые слова, со всеми здоровался как со старыми знакомыми, и все были счастливы, что они его увидели и пообщались с ним. Когда возвращались обратно, история повторилась. Зашли в купе, взяли пол-литра, закусочку, разделись, поезд тронулся. Никулин говорит: "Ну, Боря, обмываем!" Кинул орден в стакан, налил водки, и только мы "чокнулись", как раздался стук в дверь. Оказалось, все уже в курсе, что Никулин получил орден. И выстроилась очередь -- со своими бутылками. Юрий Владимирович пил совсем чуть-чуть, но никому не отказывал "чокнуться" стаканом, на дне которого лежал орден Ленина.


ПОЧТИ СЕРЬЕЗНО...
Как-то Никулин выступал в Ереване. После представления к нему за кулисы подошла пожилая женщина и стала благодарить: "Мне так понравилось! Я впервые в цирке, но мне было все понятно -- прямо на армянском языке". Артисту стало приятно, ведь в репризе, которую они играли, никто не произносил ни слова.


ОН ЖИЛ С ВОПРОСОМ: "КОМУ ЕЩЕ Я МОГУ ПОМОЧЬ?"

-- В то время я жил с мамой в цирковом общежитии, -- вспоминает Борис Михайлович. -- Как-то утром стучится ко мне Никулин. Спросил, одет ли я, и говорит: "Поехали". Приезжаем в горком партии. Оказалось, что нас уже там ждут. Навстречу выходит секретарь горкома. Поговорили о том, о сем. И вдруг Юрий Владимирович говорит: "Вот мой молодой друг пригласил меня на гастроли. И я с огромным удовольствием приехал. Цирк прекрасный. Но, знаете, это не дело, когда главный режиссер, директор столичного цирка живет в общежитии. У меня к вам просьба -- помогите ему, пожалуйста". Через полмесяца я получил ордер на трехкомнатную квартиру. А когда Никулин уже уезжал, то спросил меня: "Боря, а ты знаешь, чего я к тебе приезжал?" -- "Как чего? Перед киевлянами выступить..." -- "Да, это так. Но я от ребят узнал, что ты в общежитии живешь, поэтому приехал помочь".

Это только один случай. А скольким артистам, которые падали из-под купола и ломали позвонки, он помог. Скольких отправил на лечение в лучшие мировые клиники! Всегда заботился о том, чтобы работа была у всех. Вот, к примеру, выезд на гастроли куда-то за границу считался очень престижным. Там артист мог получить неплохие деньги, подписать контракт с иностранным цирком. И Никулин старался, чтобы в эти поездки попадали и молодые артисты, а не только кучка уже прославившихся. Ему никто не мог отказать. Его доброта настолько располагала, что, казалось, это не он просит, не он чего-то добивается, а его душа. Он жил с вопросом: "А кому я еще могу помочь?"

В КРЕСЛЕ СТАЛИНА

-- Московский цирк на Цветном бульваре назвали именем Никулина еще при его жизни. И правильно, потому что это его цирк. Раньше там стояло старое и ветхое здание, а Никулин его перестроил. Сейчас этот цирк считается лучшим в мире. Я часто бывал у него в гостях и как-то спросил, как ему удалось построить новый цирк в наших условиях. Юрий Владимирович ответил, что эта та же история, что и с моей квартирой. Оказывается, он записался на прием к Рыжкову, председателю Совета министров СССР. Пришел к нему в кабинет и после обычных вопросов-ответов "о здоровье" и "о работе", вдруг говорит: "Скажите, а это правда, что вы сидите в кресле, в котором сидел Сталин?" Попросил разрешения и себе минуточку посидеть. Потом встал, сказал: "Теперь можно идти". "И это все, ради чего вы приходили?" -- удивился Рыжков. Тогда Никулин и рассказал об аварийном состоянии цирка, о том, что с нашими темпами стройка затянется еще на несколько лет, что он договорился с немецкой фирмой, которая готова сделать все работы в кратчайшие сроки. Дело за валютой. На следующий день вышло постановление Совета министров СССР...

Недавно был там. Сейчас цирком руководит сын -- Максим Юрьевич Никулин. Его заместитель -- жена Никулина, Татьяна Николаевна. Там все подчинено Юрию Владимировичу. На каждом шагу -- его портреты, статуэтки, плакаты, программки, афиши. Семейный цирк. И все это знают, и считают за счастье там бывать, подышать тем воздухом, а молодые артисты -- выступить на той арене, на которой выступал Юрий Владимирович Никулин.