1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №190 (1238) за 27.08.2002

В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ МАТЕРИ ТЕРЕЗЫ ИЗ НЕЕ ПЫТАЛИСЬ... ИЗГНАТЬ ДЬЯВОЛА

В наши дни о милосердии и человеколюбии говорят очень много. Но часто это просто слова. Католическая церковь готовится канонизировать (возвести в ранг святых) знаменитую Мать Терезу -- известную подвижницу, лауреата Нобелевской премии мира и Ватиканской премии мира имени папы Иоанна XXIII. Мать Тереза, пожалуй, была из тех людей, которые своим подвижничеством заслужили называться святыми еще при жизни. Сегодня ей бы исполнилось 92 года...

"Я БУДУ СЛУЖИТЬ КОРОЛЮ ВСЕГО МИРА"

Будущая Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 года в г. Скопье в албанской католической семье. Тогда нынешняя столица Македонии называлась по-турецки Ускуп и вместе со всей Македонией входила в Османскую империю. Она была младшей из троих детей Николы Бояджиу, богатого строительного подрядчика и торговца, связанного с албанским националистическим движением и скончавшегося при невыясненных обстоятельствах в год рождения Агнес. Ее мать, урожденная Дранафиле Бернаи, была ревностной католичкой, она часто брала с собой младшую дочь во время посещения больных и нуждающихся.

Агнес училась в государственной школе, пела в церковном хоре. В выборе профессии на нее повлияли контакты с Братством благословенной Девы Марии -- организацией, помогающей бедным в различных странах. Однажды услышав, как священник ее прихода читает письма от миссионеров из Индии, Агнес заинтересовалась деятельностью бенгальской миссии. Окончив среднюю школу в Скопье, Агнес вступила в ирландский орден сестер Лорето, имевший миссию в Индии. Год она провела в дублинском аббатстве Лорето, изучая английский язык, а 6 января 1929 г. отплыла в Калькутту. Ее брат Лазарь, который учился в военной академии где-то в Австрии, счел решение своей младшей сестренки девической блажью, о чем ей и написал. Ответ Агнес бесконечно цитируют все ее многочисленные биографы: "Ты считаешь себя значительным, потому что будешь офицером и станешь служить королю с двумя миллионами подданных? Я же буду служить королю всего мира".

В 1931 году приняла постриг и получила имя Тереза, в честь канонизированной в 1927 году францисканской монахини Терезы, известной своей добротой и милосердием. Мать Тереза переняла ее подвижническое служение. Около 20 лет затем она преподавала историю и географию в школе св. Марии в Калькутте. За это время она успела выучить хинди и бенгальский язык. Монастырь Лорето позволял вести уединенный образ жизни, однако находился он вблизи калькуттских трущоб.

10 сентября 1946 года Тереза получила церковное благословение помогать бедным и обездоленным, а вскоре ею был создан Орден милосердия. Первоначально орден занимался обучением бедных детей грамотности. Затем стал помогать прокаженным и вообще больным. Со всей Калькутты к Матери Терезе приносили умиравших на городских улицах нищих.

С 1965 года деятельность ордена переступила границы Индии и на сегодняшний день у него имеется 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах.
Хотя сама Тереза считала свою работу "каплей в море", она тем не менее удостоилась международного признания. В 1964 году получила премию имени Джавахарлала Неру, а два года спустя Ватиканскую премию Мира имени папы Иоанна XXIII. В 1979 г. ей была присуждена Нобелевская премия мира.

Это решение вызвало критику со стороны тех, кто считал, что, помогая нуждающимся, Тереза ничего не сделала для дела мира, которое призвана поощрять Нобелевская премия. В своей речи представитель Норвежского нобелевского комитета Саннесс сказал: "Мать Тереза во многом помогла перебросить мост от богатых стран к бедным... В каждом человеке она в состоянии заронить семена добра... Если бы это было не так, общество лишилось бы надежды, а мирные усилия утратили значение". В заключение Саннесс сослался на высказывание Роберта Макнамары, президента Всемирного банка: "Мать Тереза достойна Нобелевской премии, поскольку она утверждает мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства".

Многие критиковали позицию Терезы в отношении абортов и других методов контроля за рождаемостью. Точка зрения по данному вопросу была изложена ею в Нобелевской лекции: "Я вижу величайшую угрозу миру в абортах, поскольку они представляют собой настоящую войну, убийство, осуществляемое матерью". Тереза осуждала феминизм, особенно в Индии, призывая женщин строить крепкие семьи, предоставляя "мужчинам делать то, к чему они лучше приспособлены".

Тереза приняла награду "во имя голодных, раздетых, бездомных... всех тех, кто не видит ни помощи, ни заботы". В своей Нобелевской лекции она говорила о христианской любви -- движущей силе своей работы и подчеркнула, что любовь и уважение к каждой человеческой жизни являются условием всеобщего мира. Полученные средства она истратила на строительство приютов для бедных, в частности для страдающих проказой.

"УСТУПИТЕ МНЕ КУСОЧЕК ВАШЕГО ВАТИКАНА..."

Во время поездки в приют Дарджилинга в 1946 г. Тереза ощутила "призыв", смысл которого ей был ясен. Увидев на тротуаре умирающую женщину, чьи ноги были искусаны крысами, узнав, что все госпитали отказались ее принять, она написала заявление в полицию и дошла с ним до городских верхов. Как она вспоминала позже: "Я должна была покинуть монастырь и жить среди бедных, помогая им". Через два года она получила от архиепископа Калькуттского разрешение работать за пределами монастыря. Тереза стала носить белое сари с голубой каймой и распятием, приколотым на плече. Тогда же она получила индийское гражданство.

После интенсивного трехмесячного обучения на курсах американских медицинских сестер в Патне Тереза открыла школу в трущобах Моти Джила. В 1950 г. она получила разрешение Ватикана на создание новой конгрегации -- ордена милосердия. Первыми посвященными стали бывшие учащиеся школы Лорето. К трем обычным монашеским обетам Тереза добавила четвертый -- "всеми силами служить беднейшим".

Встревоженная чудовищными условиями жизни в трущобах, Тереза стала помогать старикам, больным и сиротам. В 1952 году, при содействии городских властей в старом здании, принадлежавшем храму богини Кали, она открыла первый дом для умирающих. Кстати, именно в этом году Нобелевский комитет как раз вознаградил премией мира французского доктора Альберта Швейцера, открывшего в Габоне госпиталь для нищих. К этому времени число добровольных помощников Терезы дошло до 26. Только самые преданные могли выдержать строгий режим конгрегации: обязательную ежедневную молитву в четыре часа утра, отсутствие имущества, кроме одной смены одежды, рацион беднейшего населения и 16-часовую работу среди бедных.

Известность Терезы постепенно росла, и приток пожертвований увеличивался. Вскоре она открыла приют для брошенных детей, лепрозорий, дом престарелых и мастерскую для безработных. Медпункты при железнодорожных станциях оказывали бесплатную медицинскую помощь, предоставляли приют женщинам и детям. Проработав 10 лет в Калькутте, Тереза получила разрешение открывать миссии в других местах. Центры были открыты в Венесуэле (1965), на Цейлоне (1967), в Риме и Танзании (1968), на Кубе (1986) и в других местах.

Сегодня в "калигатах" имени матери Терезы по всему миру самоотверженно и добровольно несут свой тяжкий крест четыре тысячи монахинь-сестер, прошедших специальную медицинскую подготовку. При этом "менее умирающие" помогают тем, кто уже совсем близок к краю земного существования: помогают им сходить в туалет, приготовить еду, накормить, продезинфицировать одежду и постель, и так изо дня в день. Вместо мыла и стиральных порошков мать Тереза научила использовать пепел и кожуру кокосовых орехов, чтобы бедняки могли максимально обходиться даже без элементарных товарных вещей. Открыла она и детские "сиротни", Шишу Бхаван, задача которых уже другая: подбирать с городских улиц брошенных детей. Детям там некуда и незачем выходить: кругом бетон, ни травинки. Но это все же лучше, чем жизнь под ногами прохожих.

"ЗА МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ И Я БЫ ЭТОГО НЕ СДЕЛАЛА. А ВОТ БЕСПЛАТНО, ИЗ ЛЮБВИ К ХРИСТУ -- ДА!"

Как Нобелевский лауреат, Мать Тереза приняла на себя ряд международных поручений. В 1982 г. она посетила Ливан по просьбе папы Иоанна Павла II как эмиссар мира, хотя до тех пор избегала политической деятельности. В 1985 году Мать Тереза выступала на Генеральной Ассамблее ООН по случаю 40-летия организации. Накануне Рождества 1985 года она совместно с архиепископом Нью-Йоркским открыла в Нью-Йорке первый церковный приют для больных СПИДом. По просьбе Матери Терезы трое умирающих от СПИДа были освобождены из тюрьмы и помещены в новый приют. Кстати, в Россию на празднование 1000-летия крещения Руси Мать Терезу не позвали из-за того, что, по мнению священников: "Ее деятельность не согласуется с православной практикой". Ей и десяти сестрам только позволили поучаствовать в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Армении.

"Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению к Христу, если бы видели его", -- говорила Тереза. Основанный ею в Калькутте женский миссионерский Орден милосердия в год ее смерти (5 сентября 1997 года) насчитывал уже 563 приюта в 126 странах. За полгода до смерти мать Тереза настояла на избрании новой Верховной настоятельницы ордена -- дело ее ныне продолжает сестра Нирмала, отказывающаяся принять титул "матери", ибо "мать может быть только одна -- великая Тереза". Предрекали, что с уходом основательницы ордена начинание ее померкнет. Оказалось, нет: сестра Нирмала за первый же год своей деятельности изыскала средства для открытия еще 20 приютов, достучавшись где до государственных бюджетов, где до богатых филантропов. Кстати, когда в феврале 1986 года Папа Иоанн Павел II посетил Калькуттскую богадельню Матери Терезы и спросил, что мог бы он сделать для нее, она ответила: "Уступите мне кусочек вашего Ватикана, чтобы я могла поселить в нем своих бедных".
 
Калькуттские "калигаты" постепенно оказались включенными в программы туристских вояжей по Индии. С чинным выражением на лице, при этом зажимая пальцами нос или нацепив платки на рот, туристы со всего света снимали на пленку повседневную жизнь богадельни и, конечно, "святую Терезу". Она этому не противилась, искренно веруя, что кто-то уйдет не только со снимком в своем фото- или видеоаппарате, но и с перевернутой душой. И такое случалось. Двадцать лет назад это и произошло с англичанином доктором Прегером: он остался в Калькутте, поставил прямо на тротуаре четыре бамбуковые жердочки с "крышей" из лоскута, стул для себя, стул для пациента и открыл "уличную поликлинику". Теперь таких "поликлиник" уже две, каждая принимает по семьсот человек в день.

В канун четвертой годовщины смерти Матери Терезы видный католический священник архиепископ Калькутты заявил, что в 1997 году Мать Тереза подверглась процедуре "изгнания дьявола". Сеанс экзорсизма был проведен в то время, когда Мать Тереза была госпитализирована в связи с резким обострением своего сердечного заболевания. Находясь в клинике, архиепископ, по его словам, стал свидетелем того, что врачи и приближенные Матери Терезы искали какого-нибудь местного священника, который мог бы провести сеанс экзорсизма. Приближенные Матери Терезы считали, что "злой дух пытается мешать ей спать по ночам". Таким образом они объясняли бессонницу матери Терезы в последние дни ее жизни. По словам архиепископа, священник-экзорсист в итоге был найден и побывал в палате у Матери Терезы. В своем последнем заявлении индийский архиепископ также заявил, что не считает факт проведения ритуала "изгнания дьявола" в отношении Матери Терезы достаточным основанием для того, чтобы отказаться от идеи ее канонизации.

Те, кто встречался с Терезой, рассказывают о ее спокойной духовности, о любви, радости и уважении к жизни, которые она излучает. "Мы не делаем ничего великого, -- записала она однажды, -- мы делаем мало, но с великой любовью". Годы спустя у одного журналиста, наблюдавшего по заданию редакции ежедневную возню Матери Терезы и сестер с умирающими, вырвалось: "Я бы не сделал этого и за миллион долларов!" "За миллион и я бы не сделала, -- ответила мать Тереза. -- Только бесплатно. Из любви к Христу".