1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №192 (1240) за 29.08.2002

"МАРШРУТОЧНЫЙ" БЕСПРЕДЕЛ

Переполненные салоны и грубость водителей, "зажимающих" к тому же талончики -- видимая верхушка "маршруточного" айсберга. Если нырнуть глубже -- можно утонуть. Как показал рейд, в котором побывали корреспонденты "Сегодня", ситуация с пассажирскими "бусиками" в столице удручающая.

Обычно проверка "нормальной" маршрутки занимает 10 минут. Мы же на пять микроавтобусов потратили три часа. Прибываем с Александром и Виталием, специалистами службы перевозок главного управления транспорта, Андреем и Владимиром из налоговой инспекции Днепровского района и сержантом ГАИ в район станции метро "Харьковская" (фамилии попросили не называть).

По словам провожатых, на больших транспортных узлах нарушителей и нелегалов больше всего. Проверки проводятся только на конечных остановках, чтобы не тревожить пассажиров.

Желтый Мерседес 104-го маршрута -- первая "рыбка", оказавшаяся нелегалом. Права и техпаспорт у водителя в порядке, но остальных документов у него нет.

А быть должны: доверенность на авто, разрешение на перевозки, схема маршрута, график движения, маршрутный лист, путевка с отметками механика и врача, билеты, лицензия, книга учета доходов-расходов (в ней записаны проданные билеты и выручка), свидетельство плательщика налога, справка на основании трудового договора...

-- Мне сегодня первый раз дали эту машину. Откуда я знаю, какие документы должны быть, -- оправдывается водитель.

Пока проверяющие составляют акты в двух экземплярах, появляется другой водитель микроавтобуса (сегодня он не работает). Оказалось, доверенность у него, поэтому у "нашего" автоинспектора опускаются руки -- забирать машину на штрафплощадку он не может. Второй мужик более разговорчивый:

-- Признаюсь честно, документов ни на одну нашу машину (оказалось, у перевозчика 4 маршрутки. -- Авт. ) нет. Пока не сделали. А билеты... Ежедневно прошу хозяина -- то не заказал, то не может купить. Ребята, давайте договоримся... -- пытается он решить вопрос полюбовно.

Ему напоминают, что отсутствие документов -- нарушение статьи 38 "Закона Украины об автомобильном транспорте" и статьи 8 "Закона Украины о предпринимательской деятельности". Кроме того на машине трафареты неустановленного образца. Большие цифры указывают на автобусный маршрут, маленькие -- маршрут "бусика". Должно быть наоборот. Нет выдержки из правил перевозки пассажиров, перечня льготных категорий, не указаны места для "тридцатипроцентников", отсутствуют напоминания об аварийном выходе, огнетушителях и "аптечках"...

-- Обещаем исправиться, доложим своему начальству, что надо сделать, -- пытается спасти ситуацию водитель.

Нарушители подписывают акты и получают приказ направляться в гараж. Теперь хозяин маршруток должен обращаться в службу перевозок и налоговую инспекцию с объяснительными записками. Штрафы смехотворны по сравнению с тем, сколько зарабатывают "леваки" (на нас с вами, между прочим).

Микроавтобус 45-го маршрута. На лобовом стекле нет разрешения на перевозку пассажиров, а трафареты с номерами не такие, как нужно. Просьба показать путевой лист озадачивает водителя. Мужчина говорит, что работает второй день.

-- Если документов нет, то оправдания сводятся к одному -- первый-второй день на маршруте, получил новую машину или после ремонта, -- поясняет уловки водил Виталий.

Машина того же маршрута с контролером в салоне. Документы в порядке. Правда, другие микроавтобусы этого перевозчика с площади как ветром сдуло -- водители предупреждают друг дружку о проверках по мобильнику.

Мерседес, 225-й маршрут. Проверяющие общаются с хозяином, оказавшимся "под рукой". Тот возмущается составленными актами. Мол, деньги плачу, а работать не имею права. Но он напрасно "кипит", ведь нарушений масса. У водителя нет копии договора, путевки, дорожного листа, расписания движения и лицензионной карточки. Не указаны места для льготников. А талоны вообще старого образца -- они стоят дешевле положенных, поэтому популярны среди перевозчиков.

...На улице Ревуцкого проверяем микроавтобус 466-го маршрута . Здесь возникает мини-конфликт с начальником колоны, усомнившемся в законности негласной проверки. Акт составляют только специалисты службы перевозок -- нарисованный маршрут ни с кем не согласован.

Результат неутешителен: 80% проверенных нами маршруток нарушают правила перевозок.

ИЗ ДОСЬЕ: В июле проверено 32 маршрутки. Без каких-либо документов 7 машин(!). В одной не было разрешения на перевозки пассажиров, еще в одной -- лицензионной карточки, в 2 -- путевого листа, в 7 -- надлежащих трафаретов, в 12 -- схем, а в 17 -- расписаний маршрутов.

-- По сравнению с прошлым годом нелегальных перевозчиков стало меньше, -- утверждает Юрий Удовенко, заместитель начальника отдела организации перевозок и контроля на линии. -- Рейды (проводятся 1--2 раза в неделю) дают результаты, но не решают проблему. Нужно, чтобы "нелегалы" сами к нам обращались по поводу официального оформления, а те, кто работают законно, имели все документы.

Наказания уж больно мягкие. Штрафует только налоговая, а служба перевозок нарушителей больше журит. Если перевозчик не исправил недостатки, его могут "накрыть" через несколько дней повторной проверкой. Тогда за дело берется заказчик -- главное управление транспорта. Если и там разговор не приносит должного результата, прерывается срок действия договора на обслуживание маршрута.

По словам Юрия Ивановича, решит проблему транспортная инспекция, которая, возможно, появится уже в сентябре. Начальник этой службы сможет наказывать нерадивых перевозчиков штрафом до 1200 гривен, а начальник управления транспорта -- до 1700.

P.S. Транспортная инспекция должна порадовать киевлян, страдающих от "забывчивости" водителей, которые не выдают талончики. Сотрудники службы займутся этой проблемой вплотную. Подсаживаясь в маршрутки, на которые поступят жалобы пассажиров, на конечной остановке вместе с автоинспекторами они будут разговаривать с шоферами-нарушителями совсем по-другому.