1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №192 (1240) за 29.08.2002

РЕБЕНОК ПЛОХО ЧИТАЕТ? ЗНАЧИТ БУДЕТ ПРЕЗИДЕНТОМ!

Читать Мишку можно заставить только из-под палки. Это для него мука-мученическая. А ведь уже скоро сентябрь, во второй класс пора идти. Мама в отчаянии: " Ну что с этим балбесом делать?!" А он и не балбес вовсе. Точно такие же неприятности приходилось переживать королям и президентам, гениальным художникам и выдающимся технарям. Им тоже очень трудно было научиться бегло читать и грамотно писать. Мишкина беда называется дислексия или "словесная слепота". Бывает, что у такого ребенка обнаруживается еще и стойкое "неприятие" орфографии -- дисграфия.

" СЛОВЕСНАЯ СЛЕПОТА" -- БОЛЕЗНЬ КОРОЛЕЙ И ЗВЕЗД

Шведская кронпринцесса Виктория неотразима. Секрет в "гремучей смеси", которая течет по ее жилам. Особый шарм наследнице престола, в крови которой пульсирует гремучая французско-немецко-шведско-бразильская смесь, придают благородная северная бледность и жгучие глаза южанки. У нее прекрасный характер, она невероятно энергична. Увлекается верховой ездой, катанием на лыжах. Виктория верит в свои силы и называет себя джипом с четырьмя ведущими колесами.

Между тем, в детстве наследная принцесса не была так уверенна в себе. Ей очень трудно давались чтение и письмо. Недавно она призналась, что так и не умеет быстро читать. В школе из-за этого над Викторией подшучивали и не всегда по доброму.

-- Я привыкла думать, что я глупа и ничего не могу делать быстро, -- сказала журналистам старшая дочь короля Карла XVI Густава и королевы Сильвии. Моим одноклассникам это казалось смешным, а мне причиняло страдания. У меня были проблемы с чтением и орфографией,чтобы с этим справиться приходилось прикладывать больше усилий, чем другим людям.

Принцессе Виктории, как и многим другим дислексикам, она досталась в наследство от родителей. Король Карл ХIV Густав тоже страдал от этой болезни.

И тем не менее, болезнь не помешала Виктории закончить гимназию по специальности "государственное право", совершенствовать французский в одном из престижных университетов Франции, прекрасно учиться в старейшем в Швеции университете, а с 2000 года в США.

А Джорджу Бушу-младшему "словесная слепота" не помешала стать президентом. Правда, она и сейчас проявляется в самые неподходящие моменты. Так на одном из совещаний в Пентагоне, читая доклад с листа, Буш призвал министра обороны стирать терьеров (вместо стирать барьеры), посоветовал ему обзавестись хорошими счетчиками (вместо миротворцами), рассуждал о тактичном оружии, а не о тактическом. В английском эти слова по написанию и произношению очень похожи

Некоторые специалисты считают, что у президента США это заболевание наследственное: у его младшего брата -- Нейла, "словесную слепоту" обнаружили, когда тот учился в младших классах. Ошибки же Джорджа во времена его школьного детства объясняли недостаточным усердием.

ТОМ КРУЗ НАУЧИЛСЯ БЕГЛО ЧИТАТЬ ТОЛЬКО В 25 ЛЕТ

Часто дислексии подвержены леворукие дети, особенно те, которых пытались переучить. В детском саду у Тома была очень "правильная" воспитательница. Пятилетний мальчик вызывал у нее серьезное беспокойство, он все делал левой рукой. Мисс Томпсон вовсю старалась отучить малыша от "вредной" привычки и несчастный научился-таки выводить правой рукой каракули, смахивающие на буквы, но рисовал, ел, играл в теннис только левой.

В школе застенчивого и старательного Тома одноклассники считали тупицей, впрочем, так думал и он сам. Читать мальчик научился только к шестому классу, но проблемы не прекратились. Переученный левша путал буквы "C" и "D", переворачивал буквы и слова, пытался писать справа налево.

С трудом окончив среднюю школу, он отправился искать счастья в Нью-Йорк, а затем в Лос-Анджелес. Правда, в мире образов в отличие от мира знаков, он был как рыба в воде. И только дожив до 25 лет, Том Круз, успешный актер и продюсер, чьи гонорары заоблачны даже по голливудским меркам, узнал, что его болезнь называется дислексия. Человек, регулярно возглавляющий списки самых красивых, самых сексуальных, самых успешных мужчин мира, наконец-то убедился -- он не тупой, он просто другой.

ПОЧЕМУ НЕ ВСЕ ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ ТОЛСТЫЕ РОМАНЫ

Еще в середине прошлого века считали, что "словесная слепота" возникает из-за социальной и педагогической запущенности. Дислексиком называли того, у кого несовершенна техника чтения.

-- Я и сейчас не берусь назвать дислексию заболеванием, скорее всего -- это социокультурный феномен, -- говорит Наталия Басон, доктор педнаук, сотрудник института психологии АПН. -- Часто эта проблема возникает, если ребенок в раннем детстве недополучил внимания родителей. Ведь в жизни человека есть периоды, когда обязательно нужно усвоить какие-то умственные или практические действия так как именно в это время "строятся" те нейроны, которые ими управляют. Если мозг не получил эту информацию вовремя, то позже он восполнит ее лишь отчасти.

Дислексией страдает от 5 до 12 процентов жителей планеты, правда, степень заболевания бывает очень разной: кто-то не понимает значения букв вообще, кто-то путает отдельные символы. Причины могут быть самые разные. От наследственности до родовой микротравмы.

У мальчиков это заболевание встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Например, в киевской речевой школе учится уже третье поколение дислексиков. У них нет органических нарушений. Просто так построена нейронная структура одного из участочков мозга.

"ШУРШАВЫЙ" ОТ СЛОВА ШАВКА, А "РЫЩИТ" -- ЗНАЧИТ РЫЖИЙ ИЩЕТ

-- Если вы думаете, что чтение процесс простой, вы ошибаетесь, -- объясняет Наталия Александровна. -- Для начала нужно хорошее зрение. Оказывается, есть люди, которые видят, но не узнают буквы, а читать -- значит опознавать и расшифровывать символы, изображенные на бумаге, а еще соединять их в слова, фразы, предложения, целый текст. Работает мощная система, и мы, может быть, не все ее звенья знаем. А беглое чтение -- это вообще специфичный психический процесс. В коре головного мозга есть участки, которые отвечает за быстроту всех наших действий: читаем ли мы, говорим, набираем на компьютере, вяжем на спицах. И если хоть один из них несовершенен по строению или дает сбой, человек становится медлительным. Часто у дислексиков несовершенный тембровой слух, то есть способность различать в устной речи согласные. Такому подростку тяжело читать еще и потому, что слышит слова не так, как остальные дети. А неправильно прочитав, он выдумывает какое-то свое значение.

-- Например, одна девочка читает "шуршавый", -- вспоминает Наталия Басон. -- У нее логопед спрашивает: "Что это за слово, какой тут корень?" Она отвечает: "Шав". Так из слова -- шуршащий вышло что-то относящееся к шавке. Или читает "рыщит". И объясняет: "Это, рыжий ищет."

Очень часто таких школьников принимают за детей с задержкой развития. На самом деле они смышленые, а проблема не принадлежит к тем, что "завяжут" свет. Просто родным нужно знать, что их сын или дочь особенные.

-- Такой человек не будет "проглатывать" толстые романы, -- продолжает Наталия Анатольевна. -- Потому что, читая, он устает сильнее, чем другие люди: сам процесс требует от него больше нервных затрат. Поэтому дислексик осилит только то, что ему необходимо: объявление, инструкцию, какой-то документ. Трагедия ли это? Нет, гуманитарии должны читать очень быстро. А вот, скажем, инженеру, особенно, конструктору, это не обязательно. Для него важней уметь видеть чертежи.

ЧТО ДЕЛАТЬ ?
  • Обязательно обратиться к логопеду, психологу, в некоторых случаях к психиатру. Логопеды есть в районных поликлиниках, а также обязательно работают в школе с учениками младших классов.
  • Если у ребенка была родовая травма и есть органические изменения, нужно обратиться к врачу невропатологу, он назначит лекарства.
  • Такого ребенка нужно обязательно оздоравливать: это может быть и физиотерапия, и массаж, и комплекс витаминов.
  • Следите за тем, чтобы ребенок достаточное время проводил на свежем воздухе и отдыхал.
  • Подростку нужно помочь скорректировать его жизненные планы
  • Не заставляйте читать слишком много. Лучше читать маленькими порциями, постепенно увеличивая дозы.
  • Не ругайте за ошибки, замечайте даже маленькие победы.
  • Не читайте "под секундомер". Для медлительного ребенка это дополнительная травма.