1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №193 (1241) за 30.08.2002

ВУНДЕРКИНДАМИ СТАНОВЯТСЯ... ФАНТАЗЕРЫ

В преддверии первого сентября у родителей будущих первоклашек голова идет кругом: все ли книжки с тетрадками куплены, оправдает ли малыш их надежды? И не зря переживают. Давно известно, что будет ученик отличником или отпетым двоечником, зависит именно от первых школьных лет. Как сделать так, чтобы ребенку было интересно учиться, с нами поделился столичный учитель "Школы эйдетики" Евгений Антощук.

Для тех, кто не знает, что кроется за загадочным словом "эйдетика", объясняем -- это игровая методика запоминания информации, в основе которой присущее каждому человеку умение фантазировать и представлять. Впервые Евгений Всеволодович познакомился с этой наукой много лет назад, случайно попав на курсы улучшения памяти к москвичу Игорю Матюгину. И был просто поражен: не прилагая ни малейших усилий, он смог за короткий срок запомнить больше сотни продиктованных слов, причем в строгой последовательности! Вернувшись в Киев, Евгений загорелся идеей обучить эйдетике наших соотечественников.

-- Многие жалуются, что у них плохая память, -- говорит Евгений Всеволодович. -- Это не так. Люди просто не умеют ее использовать. Замечали ли вы, что самый отпетый бездельник, который не в состоянии запомнить простую формулу, может без запинки сообщить вам сколько стоит десяток сортов мороженого? А не кажется ли странным, что старушка, которая забыла, что делала вчера, запросто перескажет вам все серии любимого сериала? Все объясняется просто: человек запоминает лишь то, что он ярко представляет в своем воображении. Благодаря этому умению больше 70% информации, которую используем, мы восприняли в первые семь лет жизни. При этом никто из нас не напрягался, воспринимая необходимый поток знаний и чувств.

На своих уроках я прошу учеников ни в коем случае не зубрить слова, а попытаться их ярко представить, причем связав в парадоксальную, забавную историю. Скажем, список слов, которые необходимо запомнить, начинается с таких: "Книга, огонь, форточка, ветер..." Представьте себе книгу в яркой обложке, которая неожиданно начинает гореть. Потом вдруг открылась форточка, подул ветер и затушил пламя. Бред скажете? Ничего подобного. Таким образом можно запомнить просто гигантский объем информации.

11-летнюю Машу мама привела в "Школу эйдетики" просто из интереса. Она была потрясена, когда ее дочь на первом же занятии воспроизвела 70 слов, всего один раз их услышав. А бездельник и вечный прогульщик Димка вдруг... заговорил на китайском.

Большое значение в эйдетике имеет и тактильное восприятие. Например, если мама возьмет указательный пальчик своего первоклассника и проведет им по приятной для него поверхности (кусочек бархата, мех), выводя букву, то малыш уже никогда не забудет как она правильно пишется. А если бы учитель, скажем, урок истории начинал со слов "Представьте себе...", то события прошлых лет сразу бы превратились в яркое представление, которое без труда запомнилось бы, как увлекательный фильм.

Впрочем, в некоторых школах так и делают. В Ивано-Франковске, Виннице и Днепропетровске уже работают опытные инструкторы по эйдетике. Сначала, конечно, подобное новшество родители школьников восприняли с недоверием, но когда результаты превзошли все ожидания, папы с мамами сами принялись обучаться методике. Еще бы, их доселе "ленивые" и "бестолковые" чада начали говорить по-английски и без труда воспроизводить длиннющие химические формулы! То же самое касается и изучения стихов, которые дети запоминают теперь за несколько минут. Они их просто... рисуют.

По убеждению Евгения Всеволодовича, большинство первоклашек психологически не готовы к школе. Учитель обрушит на ребенка гигантский объем знаний, но, к сожалению, не научит, как их воспринять. Первая же неудача может надолго отбить у малыша охоту учиться. Поэтому на помощь им должны прийти родители.

СОВЕТЫ ШКОЛЬНИКАМ:

1. Легко вспомнишь только то, что представил.
2. Не бойся забыть то, что представил.
3. Не думай словами -- только образами.
4. Не зубри уроки, а представляй из них что-нибудь интересное.
5. Не заучивай стихи куплетами, только целиком.
6. Не повторяй то, что учишь больше 4--5 раз. Сделай это через 1--3 часа.