1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №195 (1243) за 02.09.2002

ЧЕМ ЕГИПТЯНЕ УКРАШАЛИ ЗОЛОТО ФАРАОНОВ, ТЕМ БОРОДАЙ -- КОЛЕСА И СЕРПЫ

Мы привыкли к авангарду во всем и сегодня удивляемся крупицам старинного искусства у современных мастеров больше, чем еще недавно дикому поп-арту. Киевский бомонд слетелся на открытие выставки эмалей Александра Бородая "Реінкарнація фарб" в галерею "Dim Art", как стая воробьев к брошенному кем-то ломтику черствого хлеба. У бомонда отпал клюв. Он любопытно пялился на картины украинского эмальера, волновался и что-то бессвязно чирикал, разводя крыльями.

"Я просто хотел показать возможности эмали", -- скромно обрисовал цель выставки Бородай. Просто или нет, но многие вынуждены были признать, что видят подобное впервые, ведь эмальеров в Украине, как, впрочем, и во всем мире, очень немного.

"У меня мало учеников. Я думаю, эмальеров не должно быть много. Это не должно быть какое-то всеохватывающее движение: в Ярославле, например, искусству эмали обучаются около 10 человек, в Венгрии -- 10-15".

ГЛОТОК ИСТОРИИ

Украинская эмаль наследует традиции византийских мастеров. На территории Киевской Руси этот вид искусства возник в ХI веке. Наши мастера восприняли эмаль легко и естественно. Уже в начале XII века они выполняли заказы любой сложности, на уровне лучших эмальеров мира. Следует отметить, что в те времена эмаль выступала только как часть ювелирного дела. "Эксклюзивные" диадемы, кресты, бусы, медальоны с эмалью были атрибутами исключительно персон княжеско-боярского происхождения или высших духовных особ. И так было не только на Руси. "Примерно половина украшений из гробницы Тутанхамона -- с эмалью. Ее в золоте -- капелька, зато ценность огромная!" -- улыбается Бородай.

О "ВЕЧНОМ"

Старый подвал, чад, испарения химических веществ -- условия, в которых работает Александр Андреевич. Не подстегивает ли это уехать за границу? Хотя бы ради светлой мастерской с вытяжкой...

"Невозможно работать, делать бизнес, если нет этой основы -- земли, культуры. Питаешься только этим. Все равно из себя все берешь. Память, какие-то зарисовки -- не то. Приезжает, например, японец в Европу: он ведь не делает европейские вещи -- он делает ту же чашку для чаепития, потому что это его культура. А для того, чтобы работать здесь в хороших условиях, надо рваться в начальники, выбивать, просить. Это не мое. Когда-то я был начальником, но не мог этого выдержать, на собраниях спал... Для меня важны моя мастерская, мои ученики. Даже преподавание меня не привлекало. Сидят эти дети, и я вижу: то, что я могу дать, им не надо".

ЛОПАТА КАК ФЕТИШ

В зал притягивало непонятное тепло, исходившее то ли от эмалей, то ли от проржавевшего металла и ветхого дерева -- все, что осталось от орудий труда прадедов-украинцев. На первый взгляд эти вещи безжизненны. Тогда почему они здесь?

"Все держится именно на сельской культуре, традициях, которые хотелось бы продолжить. Городская культура еще не создала таких шедевров, как вышивка, ткачество и т.д. Все истоки -- оттуда. Мои предыдущие выставки -- преимущественно инсталляции из предметов, найденных в заброшенных селах Полтавской области. Я украсил эти вещи элементами живописи и эмали. Ведь раньше каждый человек, создавая сапку или лопату, украшал ее, наносил какие-то знаки, надписи, крестики, символы. Люди относились к такому предмету не просто как к орудию труда -- он был для них фетишем, оберегал их, охранял... Я занимаюсь росписью, витражами, рельефами, а эмаль объединила в себе несколько техник: здесь совмещаются цвет и материал. Она стойкая -- выдерживает любые условия, не подвержена влиянию температур..."

Выходит, ветхость и хрупкость картин -- иллюзия? А ведь казалось, стоит только дунуть на этот "прах Руси" -- и все разлетится пылью...

ПО ТУ СТОРОНУ

"Когда ходишь по выставке и смотришь на свои завершенные работы, есть какое-то отчуждение. Но вместе с тем, каждая работа, конечно, близка и дорога, ведь я знаю, что в нее вложено, как она создавалась. Иногда картину просто необходимо продолжить, сделать еще один вариант, перенести образ и развить его. Так рождаются серии".

Одна из картин называется "По ту сторону", и все на этом вернисаже -- "по ту сторону": ненавязчивый экскурс в древность, кричащие красным и фиолетовым фрагменты эмалей, леденящий душу серый, манящий болотный и прижимающие к сердцу мягкими теплыми руками всевозможные оттенки коричневого. Ассоциации пускаются в пляс: знахарки, поверья, гадания, травы...

РЕИНКАРНАЦИЯ

"Перед рисунком или картиной человек может долго сидеть и рассматривать то, что ему нравится. Здесь, в принципе, тоже можно вглядываться в какие-то детали, но полностью сделать эмаль картиной я не могу -- она относится все-таки к сфере прикладного искусства. Я не создаю сюжетных картин: здесь сюжет как бы выплывает, появляется. Материал сам диктует и рассказывает свою историю. В живописи художник -- хозяин (хозяин холста, краски). Здесь же -- все наполовину: огонь, печка свое диктуют, эмаль какие-то фокусы делает".

Отсюда и название выставки -- "Реінкарнація фарб". Не только образно, в смысле возрождения древней традиции, но и в самом прямом смысле: оплавленному материалу в печи дается новая жизнь. Ведь эмаль до обработки огнем -- совсем другого цвета!

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
  • Сразу после выставки живописи Ивана Марчука в галерее "Dim Art" (ул. Владимирская, 22-а), о которой мы писали 5 июля, он получил звание Народного художника Украины. Александр Мусиенко, директор галереи, не прочь продолжить эту "добрую традицию" -- именно с такой мыслью и устроил вернисаж Бородая.
  • По словам того же Мусиенко, одна из английских компаний за последние годы произвела 50 фильмов о лучших художниках ХХ века, и один из них -- об Александре Бородае.
  • Одна из идей творца -- внедрение эмали в архитектуру, результатом чего стало оформление станции метро "Выдубичи".