1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (1245) за 04.09.2002

НИКОЛАЙ ДЕМИН: "ПРОБЛЕМА С ФИТНЕС-ЦЕНТРОМ ВОЗЛЕ СОФИИ -- НАДУМАНА"

Вопросы архитектуры в Киеве по степени актуальности и обсуждаемости соперничают разве что с парламентскими. Скандалы, которые в последнее время муссирует пресса, заставляют киевлян пристальней следить за строительными процессами. Естественно, возникают вопросы и о направлениях развития города, сохранении культурного наследия. Об этом и многом другом мы беседуем с Николаем Деминым, заслуженным архитектором Украины, доктором архитектуры, профессором.

-- Николай Мефодиевич, какие общие процессы происходят сегодня в киевской архитектуре? Справедливо ли мнение о том, что строительство в столице представляет собой некое хаотичное движение?

-- Мы просто не привыкли к таким темпам. Вспомните: раньше жилые дома строились десятилетиями, а общественные центры, кинотеатры, поликлиники -- и того больше. За столько лет общественное мнение могло смириться с тем, что в том или другом месте будет что-то стоять. Сейчас процесс строительства ускорен. Конечно, многие люди недовольны, потому что мы очень быстро привыкаем к чему-то и не хотим с этим расставаться. Но о каком хаосе можно говорить, если разработан и утвержден новый Генплан Киева, который предусматривает развитие города на двадцать лет? Да, центр Киева -- это средоточие исторической памяти нашего города, поэтому работа в зоне Крещатика, Софийской площади, Бессарабской, Контрактовой площадей требует особой осторожности. Все это учтено в новом генплане, который в то же время рассчитан на достаточно высокие темпы реализации.

-- А как же скандал вокруг строительства фитнес-центра у стен Софийского собора?

-- Этот скандал надуманный. Вопрос, в общем-то, не технический и не архитектурный, а политический. Котлован появился не вчера, а год назад. Проект согласовывался в течение нескольких лет и неоднократно проходил утверждение в Госстрое. С точки зрения архитектуры и охраны памятников там тоже не происходит никаких негативных явлений. Территориально заповедник остается в своих пределах, не нарушаются ограничения по высотности. На этой площадке идет обыкновенное уплотнение застройки, что повышает эффективность использования территорий. Обновляется жилой фонд, ведь доходные дома, построенные в начале XX века, нуждаются в реконструкции. Наши предки совсем не рассчитывали на то, что эти здания простоят более ста лет и мы будем считать их памятниками архитектуры. Они должны были служить 50--60 лет. Кстати, дома неоднократно надстраивались без укрепления фундаментов, поэтому могли рухнуть в любой момент, похоронив под обломками жителей.

Я побывал на месте строительства и могу сказать, что котлован сделан грамотно. Что касается Софии, то, работая около сорока лет в этой зоне, знаю, что трещины появлялись в святыне постоянно. Уж такова специфика этого памятника. Колокольня два раза надстраивалась, причем последний ярус надстраивали дважды, поэтому два нижних не выдерживают нагрузки. На трещине на стене по улице Стрелецкой стоят маячки, на которых помечены даты. Глядя на них, уже понятно, что связи между строительством и трещинами нет. Повторяю, шум абсолютно искусственный. Он затихнет, как только появится новая тема для разговоров.

-- А что вы думаете относительно проекта на Пристадионной площади?

-- Просто застраивается часть территории, которая в свое время уже была освоена. По генеральному плану Беретти еще в XIX веке возник район под названием "новое строение". На этом участке появилась малоэтажная и малопрестижная застройка, которую со временем снесли. Поэтому разговоры о том, что застройка исторически чужда этому району, неправомерны. Театр оперетты сохраняется и реставрируется, что должно удвоить его архитектурную привлекательность. Само пространственное решение площади мне кажется очень удачным, она станет свободней. Опасения относительно эвакуации посетителей стадиона также надуманы. Год назад с профессором Колчановым и французскими специалистами мы провели расчеты (были сделаны математические модели) и пришли к выводу, что эвакуация будет проходить абсолютно безопасно. Поэтому никаких объективных причин для беспокойства просто нет. Город получает великолепный ансамбль.

-- Сейчас многие ругают Майдан Незалежности. Но, как правило, мнение высказывают люди либо политически заангажированные, либо далекие от архитектуры. Хотелось бы услышать мнение профессионала.

-- Новый Майдан Незалежности -- яркий пример того, как можно и нужно решать вопросы градостроительства сегодня, своего рода демонстрация способности правильно мыслить и действовать. И то, что Киеву удалось решить эту задачу, -- хороший показатель экономики города. Площадь стала единым комплексом, и это лучше, чем было. Есть, конечно, некий перебор в разнородных деталях, не до конца проведено озеленение площади. Все это вызывает у публики определенное отторжение. Но, с другой стороны, судить окончательно о замысле авторов невозможно, пока не завершены все работы. Все должны понимать, что Майдан Незалежности -- не застывшая композиция на века. Что-то будет убираться, что-то достраиваться. Качество городского пространства должно постоянно расти. И потом, посмотрите, с каким удовольствием народ там уже сейчас гуляет, фотографируется возле памятников, фонтанов. По-моему, это лучшее подтверждение того, что Майдан удался.

Вообще, сейчас архитектура стала честнее. Ведь барокко -- просто кич. Ансамбль Крещатика -- кич. Но мы привыкли, и сейчас нам это нравится. А ведь, если посмотреть в словаре, что означает слово "барокко", то увидим, что это... безвкусица и безкультурье, а "готика" -- дикарский стиль. Эталоном всегда была греческая и римская классика. Так что все относительно и субъективно. И если сегодня Колонна Независимости некоторыми специалистами оценивается как полная безвкусица, завтра она войдет во все учебники архитектуры как киевская классика.