1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №198 (1246) за 05.09.2002

ВАШ СЫН -- КОМПЬЮТЕРОМАН? РОДИТЕ ЕМУ БРАТИКА

Компьютерные игры развивают у детей логическое мышление и учат быстро принимать решения, утверждают австралийские ученые. Письма наших читателей "кричат" о другом: дети становятся "компьютерными наркоманами"! Почему? Об этом мы расспросили доктора меднаук Надежду Польку, завлабораторией гигиены детей и подростков Института гигиены и медэкологии.

-- Игры помогли австралийским ребятам, потому что они "общались" с компьютером не дольше 9 часов в неделю, -- считает Надежда Полька. -- Школьники "подтянулись" в математике, правописании и чтении. Но если компьютер становится единственным "светом в окошке", то превращается из друга в тирана, а подросток -- в послушного раба.

"МЕНЯ ПОНИМАЕТ ТОЛЬКО "КОМП"!"

С семиклассником Колей родителям не было хлопот: в школе прилежный, мусор выносит, по подворотням не шастает. Но увлекся компьютерными играми -- и будто подменили. Из клуба приходил поздно, утром наспех делал уроки. Когда учителя стали ставить двойки, начал прогуливать.

Однажды вернулся за полночь. Утром, получив взбучку от родителей, Коля молча ушел в школу. А вечером позвонила бабушка и сообщила, что внук поживет у нее. Он ей заявил: "Кроме "компа", меня никто не понимает. Не дадите денег на игры -- уйду из дому". Разговор "по душам" с шестнадцатилетним чадом закончился тем, что мать отпаивали валерьянкой, а отец в сердцах крикнул: "Ну и катись!" Сын хлопнул дверью... Пришел он через несколько дней бледный и голодный, чтобы снова требовать деньги. Так и продолжалось. А однажды мать случайно встретила его перед Новым годом на рынке: Коля продавал елки, чтоб заработать на "стрелялки"...

Недавно в поликлинике я обратила внимание на мальчика лет десяти. Он не замечал ни роскошной пальмы в кадушке под окном, ни аквариума, где среди живописных зарослей плавали веселые рыбки. Сидя с полузакрытыми глазами, парнишка плавно описывал полукруги одной рукой, как бы обозначая очертания каких-то фигур, а указательным пальцем другой руки -- паф-паф! -- "расстреливал" невидимых врагов. Сначала это забавляло, но когда жестикуляция затянулась дольше 15 минут, стало жутко. Ребенок был будто на другой планете и единственное, что от него там требовали, -- убивать! Когда его мама вышла от доктора, я спросила, все ли с сыном в порядке. Она пожала плечами: "Что тут такого? Он продолжает играть"...

Чтобы продолжить игру в "стрелялки", два школьника в Николаевской области убили продавщицу киоска и забрали деньги. Легко пойти на преступление в уверенности: стоит нажать кнопку, все оживут и можно играть сначала...

А СУПЕРМЕН-ТО ХИЛЫЙ!

-- Это электронное чудо -- замечательный справочник для "почемучек", -- говорит Надежда Степановна. -- Современные машины настолько послушны и просты в пользовании, что подвластны даже малышу. Но есть и "обратная" сторона.

Пользователь, часами пялящийся на экран, рискует заработать близорукость. Ведь картинка состоит из огромного количества точек, и чем они крупнее (этим "грешат" устаревшие мониторы), тем сильнее напряжение глаз. Если раньше "очкариками" становились в основном семиклассники, то теперь нередко -- второклассники. Вдобавок ребенок "купается" в электромагнитном поле, которое сбивает с толку импульсы мозга. Современные экраны вроде бы содержат защиту, но не дай Бог, если задняя стенка монитора направлена в затылок впереди сидящего.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения полагают, что лейкемия, опухоль мозга, изменения в поведении (страх, угнетенность), потеря памяти, болезни Паркинсона и Альцгеймера, а также "беспричинные" самоубийства могут быть результатом влияния электромагнитных полей. На пластмассовых деталях накапливается статическое электричество, которое норовит мини-молнией разрядиться на пользователя. Достается и позвоночнику: если кресло не регулируется по высоте, то малышу приходится задирать голову, глядя на монитор, а одинадцатикласснику -- сутулиться. Остеохондроз обеспечен обоим.

И это еще не все. Ученые, проводившие исследование в компьютерных классах, определили, что в воздухе бывает много так называемых тяжелых ионов, от которых сначала клонит в сон, а потом раскалывается голова. Представьте, какая атмосфера в небольшом помещении, где одновременно включены полтора десятка машин! К концу шестого урока воздух от компьютеров пересыхает и может нагреться на 10 градусов. Разморенные дети жалуются на самочувствие, утомленность, у них повышается температура. Организм поначалу справляется с временным напряжением силенок, если за ним следует отдых. Но постоянный напряг приводит к болезням. Страдают кровеносная система, желудок, половая сфера -- где тонко, там и рвется.

Еще более разрушительно действует компьютер на психику. Часто в учебной программе или игре навязывается ускоряющийся темп. Ребенок нервничает, пульс учащается. Поначалу реакция, действительно, становится быстрее, но за перевозбуждением наступает торможение и школьник "вянет". Яркие цвета, мелкие фигурки и буквы могут довести до белого каления. Но ребятня иногда так увлекается, что теряет чувство времени и зыбкую грань между реальностью и виртуальностью. Возникает зависимость вроде наркотической, и вырваться из нее трудно.

-- По наблюдениям ученых, дети, чрезмерно увлекающиеся компьютером, всецело доверяют только ему и мало приспособлены к жизни, -- говорит Надежда Полька. -- Вырастают "буками", не умеют находить общий язык с ровесниками. Жизненные ситуации разрешают, не думая, с помощью штампов, усвоенных в игре. Особенно подвержены компьютеромании игроки по натуре. Они слабовольные, легко втягиваются в такие "забавы". Сегодня ребенка "затягивает" компьютерная игра, а завтра -- рулетка, алкоголь, наркотики.

Нынешний тинейджер хвастает не тем, сколько подтянулся на турнике или забил голов, а сколько прошел уровней в модной "стрелялке". Там он супермен и освободитель, но в реальной жизни -- хилый, тщедушный недоросль, тянущий у "родаков" порой последние гривни и трусливо сбегающий в виртуал от малейших проблем.

В ДЕРЕВНЮ, К ТЕТКЕ, В ГЛУШЬ...

Если в школе преподаватель хоть как-то следит, чтобы ученик правильно сидел и недолго глазел на монитор, то в компьютерных клубах, интернет-кафе нянек нет. Там заправляют дяди, для которых главное -- деньги. Купил помещение, напичкал "бэушными" компьютерами, установил такие игры, чтоб кровь в жилах леденела -- развлекайтесь, детишки, хоть ночь напролет! О качестве изображения и безопасности для психики и речь не идет. Санитарные правила и нормы, обязательные для школ, в таких заведениях -- не указ

-- Ситуация парадоксальная, -- удивляется Надежда Полька. -- Простая тетрадка не попадет в страну, пока гигиенисты не выяснят, чистая бумага или из отходов, просвечивает или нет, не ядовитые ли краски. А компьютерные игры ввозят бесконтрольно. В США их хотя бы классифицируют, и если есть сцены секса или жестокости, продавать несовершеннолетним запрещается.

При обследовании интернет-клубов Киева оказалось, что в 40% компьютеры стоят близко, облучая игроков, 29% -- выходят окнами на юго-запад, то есть на мониторах "играют" блики солнца. При опросе оказалось, что только половина владельцев клубов знают, как пользоваться компьютером без вреда для здоровья.

Чтобы изменить ситуацию, нужны усилия гигиенистов, педиатров, психологов, психиатров, а также дизайнеров и мебельщиков. Пока у государства появятся деньги на это, надо самим спасать наших детей. С младых ногтей учить культуре работы за компьютером -- так же, как мы учим их пользоваться вилкой, зубной щеткой и читать книгу. Пристройте чадо в спортивную секцию, художественную студию -- будет еще одно интересное занятие. Заведите собаку -- появится повод погулять. Одна семья вырвала сына из компьютерных пут... родив ему братика!

А чем закончилась история с Колей? Родители под видом визита к педиатру заманили его к психотерапевту. После нескольких сеансов лечения тот посоветовал: хотите спасти сына -- хоть на два месяца увезите "в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", подальше от искушения. Но Колю спасла не разлука с электронным тираном, а... любовь. В провинциальном городишке он познакомился с замечательной девчонкой и понял, что кому-то нужен... Жаль, не у всех бывает такой хэппи-энд.