1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №200 (1248) за 07.09.2002

МОРЯКИ УКРАИНСКОГО СУДНА ЕЖЕДНЕВНО "ИГРАЮТ В РУЛЕТКУ" СО СМЕРТЬЮ

Ржавый снаряд, подхваченный потоком морской воды, попал в грунтоприемник судна-землесоса. Раздался взрыв... Такое случалось дважды: по счастливой случайности, никто не пострадал. Еще более тысячи попавших на борт смертоносных боеприпасов обезвредили саперы. В таких условиях экипажу украинского судна "Черное море" пришлось работать почти год, причем практически бесплатно. Наконец, терпение моряков лопнуло, и они заявили морской протест, "по-сухопутному" -- забастовали.

Землесос "Черное море" -- судно немаленькое, валовой вместимостью 5410 тонн. С сентября прошлого года его экипаж зарабатывает валюту для Украины, углубляя морское дно в акватории болгарского порта Бургас. Труд нелегкий, а, учитывая, что кораблю скоро 40 лет, его технический ресурс практически исчерпан -- условия труда и быта, по мнению моряков, не соответствуют элементарным человеческим потребностям. Например, температура воздуха в машинном отделении превышает 45 градусов, а о кондиционерах приходится только мечтать.

Тем не менее люди работают, ведь зарплата у них вполне приличная. Точнее, должна быть таковой. Ибо вместо денег, по свидетельству моряков, руководство управления "Черазморпуть", коему принадлежит судно, выдает... справки с указанием суммы долга, который якобы будет выплачен в течение года. О выплате наперед инвалюты на питание (взамен суточных) речи нет. Дескать, покупайте харч за свои, а по возвращении с вами рассчитаются... в гривнях. Все это "узаконено" ведомственными инструкциями. Строптивых, тех, кто пытается бороться за свои права, апеллируя в Международный морской профсоюз (ITF), списывают на берег. Но и им при расчете получить заработанное порой бывает сложно. Выходом здесь может быть обращение в суд с иском о невыплате зарплаты. Однако ситуация усугубляется тем, что до подачи иска можно и не дожить. В прямом смысле слова.

Как видно из текста заявления о морском протесте, переданного в редакцию "Сегодня", только с 26 июля по 12 августа сего года из грунтоприемных устройств землесоса "Черное море" саперы Вооруженных сил Болгарии (ВСБ) извлекли 69 снарядов времен Первой мировой войны, а за год их попалось свыше тысячи. Среди них встречаются и боеприпасы, содержащие боевые отравляющие вещества, от которых уже пострадал капитан судна Сергей Пишенин. Все эти смертельно опасные "игрушки" складируют на борту, затем вывозят в море и топят на большой глубине. При этом, конечно же, экипажу деваться некуда.

"Офицеры ВСБ имеют специальную подготовку и соответствующие средства защиты, которых не имеем мы. Мы вынуждены работать в условиях, в которых имеют право работать только офицеры-саперы, -- пишут в своем обращении в ITF члены экипажа -- сорок три украинских моряка, уже год не по своей воле ежедневно "играющих в рулетку" со смертью. -- Что произойдет с судном и его экипажем в случае взрыва 150-мм снаряда, содержащего около 5 кг тротила или отравляющие вещества? Кто понесет ответственность перед семьями погибших моряков, если на судне сработает взрывной механизм, заведенный в 1914 году?"

Эти вопросы могут остаться гласом вопиющего в пустыне. Ибо, как в том же обращении утверждают моряки, их начальство эти проблемы не волнуют. А судя по циркуляру, подписанному руководителем подразделения "Черазморпути" в порту Бургас, полномочия ITF "не распространяются на государственные предприятия, где существуют уставы, служебные инструкции, КЗоТ Украины, которые каждый член экипажа обязан выполнять". А как насчет выполнения КЗоТ руководством "Черазморпути"?

Получается замкнутый круг, внутри которого -- жизнь и здоровье десятков наших соотечественников. Дабы превратить его в спасательный, редакция "Сегодня" обратилась с запросами в Министерство транспорта и МИД Украины, посольство Болгарии в Украине, приложив к ним просьбы о помощи терпящих бедствие моряков. Везде нам пообещали в кратчайшие сроки разобраться в ситуации и сообщить о принятых мерах. "Черное море", по последним сведениям, бросило якорь на рейде порта Бургас в ожидании выполнения требований экипажа. Они просты, по-человечески понятны и вполне законны: нормальные условия работы и своевременная ее оплата.