1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №200 (1248) за 07.09.2002

С КОРАБЛЕЙ НА ПОЕЗДА ХОЧЕТ ПЕРЕСАДИТЬ УКРАИНА ЕВРОПЕЙЦЕВ

Отечественная транспортная отрасль, одна из немногих, способна предложить на мировом рынке конкурентоспособные услуги -- международные перевозки. А учитывая выгодное географическое положение, у нас есть шансы "въехать" в Европу на правах ключевой транзитной державы.

От СССР Украине досталось неплохое "наследство" -- 30,3 тысячи километров железных дорог, из них на сегодня 41% -- электрифицированы. Эта разветвленная сеть способна не только бесперебойно обеспечивать внутренние перевозки, но и стать транзитным мостом, восстановив недостающее звено в цепи старинных торговых путей: "из варяг в греки" между европейскими Югом и Севером и "великого шелкового пути" между Востоком и Западом. И пусть с былых шелка и соли современные купцы переключились на нефть и электронику, спрямление обходных путей и сокращение сроков доставки грузов по-прежнему актуально. Транзитной стране достается лакомый кусок -- отчисления за услуги.

Но, учитывая острую конкуренцию на мировом рынке перевозок, одного аргумента о наивысшем коэффициенте транзитности на континенте, присвоенном Украине британским институтом "Рендел", маловато. Чтобы стать главной перевалочной страной Евразии, нам нужно "привести в соответствие" не только дороги, но и внутренние правила провоза грузов, утвердить эффективную таможенную политику. По данным "Укрзалізниці", сегодня ее тарифы на транзитные перевозки грузов как минимум на 30% ниже, чем у коллег в других странах СНГ и Балтии. Так что торговые караваны, пусть не так быстро, как хотелось бы, уже разворачиваются в нашу сторону.

Из девяти международных транспортных коридоров (МТК) по территории Украины проходят четыре. Один из них -- чисто водный, по Дунаю, а два других необходимо отлаживать в кооперации с Россией, имеющей выходы в Южную и Восточную Азию. В частности, Европе, которая гоняет грузы в обход, морем до самого Тихого океана, предлагается более выгодный альтернативный сухопутный коридор -- через Украину и Транссибирскую магистраль.

Отрадно, что сегодня в сфере такой кооперации есть ощутимый прогресс. На днях в Киеве завершила работу совместная украинско-российская комиссия по двусторонним проблемам транспортных перевозок. Руководители родственных ведомств с чувством выполненного долга констатировали реальные подвижки в вопросах "стыковки" межгосударственных интересов, создания внутренних конкурентоспособных рынков и создания новых коридоров. Есть договоренность об организации дополнительного маршрута "Санкт-Петербург--Москва--Одесса--Ильичевск", который соединит крупные центры Украины и России и ответвления МТК "Север--Юг": от Питера через Астрахань -- на Иран и Индию.

Помимо сухопутных, речь также шла о мостах речных и воздушных. В частности, намечено значительное обновление самолетного парка: в 2002--2003 гг. "Укрзалізниця" планирует закупить до десяти среднемагистральных Ан-140, идут переговоры с Россией о сборке машин нового поколения Ан-148 и Ан-74. А вот снижения тарифов на международные пассажирские авиаперевозки (по аналогии с двукратным удешевлением билетов на внутренние) в обозримом будущем не планируется. По словам госсекретаря Минтранса Украины Эльбруса Абдуллаева, для этого нет оснований, поскольку они, во-первых, соответствуют международным, а, во-вторых, именно оттуда частично дотируется недобор по рентабельности внутренних рейсов.