1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №207 (1255) за 16.09.2002

ВЛАДИМИР СПИВАКОВ В КИЕВЕ ДАЛ КОНЦЕРТ-РЕКВИЕМ И ОТМЕТИЛ СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Билеты на Концерт-реквием памяти жертв событий 11 сентября не продавались. Афиш не было. О предстоящем мероприятии знали лишь избранные, приглашенные в Национальную оперу на пятницу, 13-е: дипкорпус, творческая и бизнес-элита, руководители государства.

РЕКВИЕМ

"Когда все это произошло, мир сузился. Он стал маленьким", -- сказал Владимир Спиваков. Великий человек велик во всем. Он не только выдающийся дирижер, скрипач, артист -- но и великий проповедник. Еще до того, как начала звучать музыка -- когда маэстро только произнес речь -- "мурашки побежали по спине", а в глазах зрительниц явственно заблестели слезы. "Реквием" Моцарта исполняли Российский национальный симфонический оркестр и хор Национальной оперы Украины. Солисты -- представители разных стран и континентов: лирическое сопрано Дженис Чендлер -- американка, красавица мулатка, меццо-сопрано -- француженка Эльза Морюс, тенор Роберт Ли из Южной Кореи (победитель конкурса теноров имени Паваротти в Филадельфии) и бас-баритон Десмонт Бирн из Канады.

"Мы делаем этот концерт не для внешнего мира, а для Украины. Это шаг к добру, а не против чего-то", -- сказал Александр Богуцкий, генеральный директор канала ICTV -- инициатора акции.

Во втором отделении звучал Чайковский, Сюита из балета "Щелкунчик" -- сказочная, светлая музыка. "Мне хочется, чтобы мы все вместе подумали о детях, за которыми будущее, за которых мы в ответе, -- сказал маэстро Спиваков. -- Если мы будем чаще смотреть на детей, мы сможем многому у них научиться". Музыкантов снова и снова вызывали "на бис", а в финале Владимир Спиваков вышел со скрипкой сам. И заиграл (а может, запел? прочел?) "Молитву" Томмазо Альбинони. Когда замер последний звук, казалось, и сердце остановилось. Еще с минуту было трудно выдохнуть. Наверное, это и есть катарсис -- высшая точка движения души.

СВЕТСКОЕ

На банкете Посол США Карлос Паскуаль поблагодарил всех и произнес светлый тост: "За жизнь!". На таких мероприятиях лишний раз понимаешь, что общение человеческое -- одна из самых важных и ценных вещей в жизни. Здесь не было рангов и разделения на касты -- даже удивительно, насколько естественно вели себя все, от первых лиц государства до шоу-бизовых и кинозвезд. Президент Украины предложил окружающим поздравить Владимира Спивакова с днем рождения, который маэстро отмечал накануне. "Я не обращаю внимания на свои дни рождения", -- скромно заметил маэстро, когда кто-то стал сокрушаться, что ему пришлось в такой день работать.

Обнаруженный в зале русско-голливудский мачо Владимир Машков "пошел по рукам". Перед началом концерта он прохаживался в холле с Романом Балаяном и беседовал о чем-то с весьма философским видом (а как иначе -- с Балаяном-то?), потом гостю что-то долго и энергично рассказывал худрук театра Франко Богдан Ступка, эстафету переняла прима русской драмы Татьяна Назарова и так самозабвенно признавалась артисту в любви, что муж Татьяны Евгеньевны Дмитрий Табачник с трудом оторвал жену от гостя... Поговаривают, что Машков снимается в каком-то страшно засекреченном проекте российских киношников на студии Довженко. Сам мачо, излучая безбрежное мужское обаяние, вел себя таинственно и, будучи пойман, объяснил лишь: "Приехал, чтобы поддержать своего друга-гения. Да, специально к нему и специально по этому поводу". Уже на банкете, когда я его поблагодарила за "красивое вранье", добавил: "Честное слово. Прилетел вчера, чтобы поздравить Владимира Теодоровича с днем рождения. А заодно уже и на концерт остался".

СПИВАКОВСКОЕ
  • Этот концерт мы готовили совместно с хором Национальной оперы Украины под управлением Льва Николаевича Венедиктова. Он замечательный, большой и скромный мастер. Репетиций было немного, но важно то, какие они были. Иногда пятиминутная встреча переворачивает всю нашу жизнь, меняет всю жизненную канву.
  • Для меня роль человека искусства после 11 сентября не поменялась. Я себе так и представлял свою маленькую роль в движении человека к духовности. Поменялась ситуация в мире: оказывается, для того, чтобы люди поняли, что бизнес, конкуренция, политическая борьба -- это еще не все в жизни -- для этого нужны такие жестокие уроки истории, как 11 сентября. Или 26 апреля.
  • Освободить классическую музыку от снобизма?! Нет, я ничего ни от кого не пытаюсь освободить. Правда, были в моей жизни несколько случаев, когда я пытался, и у меня неплохо получалось освободить. Только не от снобизма. От тюрьмы, например.
  • В этом году у меня не было возможности прослушать украинских детей, но здесь хорошо работают представители моего фонда. Я сотрудничаю с Фондом Владимира Крайнева, у нас даже один директор на оба фонда. Я такого не понимаю: это дети нашего фонда, это -- не нашего. На фестивале в Кольмаре я специально устраиваю день Украины, где выступают дети из Киева, Харькова, Одессы... Наша дружба не прекратится.
  • Когда я прочел оглавление и увидел "письма мужу", я уже сразу покраснел. (Это о книге, которую выпустила жена Владимира Теодоровича. -- Авт.) Я даже не все читал. На некоторые вещи я просто не хотел влиять. У каждого человека свой взгляд на вещи, и именно этот взгляд интересен. А если бы я прочел, я поневоле должен был сказать: знаешь, это не так и вот это не то... Это уже получилась бы не ее идея, не ее книга. Я не трогал, не прикасался. Каждое растение должно вырасти само. Сам я не собираюсь писать мемуары.
  • Моя старшая дочь играла на рояле, даже получила две премии -- Антона Рубинштейна в Париже и первую премию среди 850 претендентов на конкурсе, который проводило радио Канн. Но после этого она сказала, что хочет заниматься литературой. Стала писать эссе... Сейчас ей 17 лет, и на экзамене в бакалавриат им предложили тему "Нужна ли молодежи поэзия в нашем современном прагматическом мире?". Моя дочь на восьми страницах в стихах ответила на этот вопрос. Может быть, из этого что-то получится. Я не сторонник прессинга и считаю, что это замечательно, когда дети в семьях учатся музыке -- это подготавливает их к восприятию мира. Средняя дочка у меня играет на флейте, она очень старательна. А младшая девочка -- ей семь с половиной лет -- немножко играет на скрипке и немножко -- на рояле. И очень хорошо поет.
  • Есть большая разница между тем, чтобы чувствовать вкусы и идти на поводу у публики. Это может привести в ресторан, подвал и вообще Бог знает куда. Но есть и другая мысль: искусство должно приносить радость и утешение. Очень многие люди ищут в этом утешения. И если я чувствую, что это возможно сделать -- я делаю.