1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №211 (1259) за 20.09.2002

ЖЕРТВА ПОПРОСИЛА АВТОВОРА... ОБОКРАСТЬ ЕЕ ЕЩЕ РАЗ

В новом Уголовном кодексе за "угон автотранспортных средств" предусмотрено наказание до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества". Парадокс, но одновременно с принятием нового УК угонщики активизировались настолько, что в МВД стали опасаться повтора ситуации 1992 года, когда кражи автомобилей прочно занимали первое место в сводках. К чести правоохранителей, былого беспредела они не допустили, а ведь тогда раскрываемость была практически нулевой и пойманный "на горячем" вор только улыбался: мол, покататься взял. Получал "шалунишка" за все про все три года в худшем случае. Сейчас, правда, список угоняемых моделей существенно пополнился за счет "неликвида" -- тех же "запорожцев" и "Жигулей", судьба которых -- на совести "отморозков" и наркоманов. Профессионалы же -- звено отлаженной цепочки, и установленный ритм (по Киеву, например, от двух до пяти автомобилей в сутки) не нарушают.

"НЕВЕСТЫ", "СКАНЕРЫ" И "СВАДЬБЫ"

Чаще других с заявлениями об угоне в милицию обращаются владельцы новеньких ВАЗов и иномарок среднего класса. Воры предпочитают машины без лишних "наворотов", желательно еще в кульках и парафине. Для угонщика важны два момента: отсутствие особых примет и нестандартных "сюрпризов". Поэтому "охотника" часто можно обнаружить возле автосалона: помимо прочего, ему заранее известно, какой набор противоугонок предлагает фирма покупателю. Выбрав "невесту", угонщик элементарно "пасет" потенциальную жертву на своем автомобиле и, выбрав подходящий момент, экспроприирует. Часто бывает так, что счастливые обладатели новенького средства передвижения заезжают в супермаркет за "поляной", предполагая "обмыть" покупку. По окончании шопинга оказывается, что везти продукты, собственно, не на чем.

Профессионалы угоняют, как правило, днем, любимое "рыбное" место -- парковки возле офисов и дорогих магазинов. Объясняется это просто -- при свете дня человек меньше всего думает о том, что его могут обокрасть. Согласитесь, мало кто задействует весь комплекс противоугонных устройств, выскочив на три минуты за сигаретами. В лучшем случае включит сигнализацию, а это не такая надежная защита, как кажется. Достаточно вспомнить эпизод из незабвенного фильма о двух братьях. На самом же деле ноутбук -- слишком дорогой и громоздкий предмет для таких операций. Не знаю, как там в Москве, но у нас человек, сидящий с переносным компьютером на автобусной остановке, не совсем привычная деталь пейзажа. А посему, дабы не привлекать излишнего внимания к своей персоне, воры пользуются приборчиком кустарного производства, именуемым "сканер". Места он занимает не больше, чем "тетрис" или древняя "мобила", а в случае неожиданного обыска легко сойдет за электронную записную книжку. Весь процесс угона занимает от тридцати до шестидесяти секунд, даже если автомобиль оставлен "во всеоружии". Со стороны все выглядит так, будто законный владелец садится в свою "тачку" и уезжает. Это еще один плюс дневной охоты: в толпе отдельный человек, по сути, является невидимкой. Точно так же теряется и машина в потоке транспорта. Одно время, пользуясь разношерстностью автопарка госструктур, воры маскировали угнанные автомобили под служебные: заехав в ближайшую подворотню, ставили фальшивые номера, бутафорскую мигалку на крышу и клеили на борт зеленую липкую ленту. Чем не инкассаторская машина? Пользуются и дипломатической неприкосновенностью. Так, несколько лет назад, бдительный чиновник американского посольства заметил в городе автомобиль с номерами своего ведомства. Точно зная, что в гараже посольства такой машины никогда не было, сообщил куда следует и таким образом стал "виновником" раскрытия довольно крупной банды.

Угнанный автомобиль отгоняется на "точку". Один из угонщиков едет впереди на своей машине -- предупреждает об опасности. Иногда ему приходится "вызывать огонь на себя" -- намеренно нарушать правила дорожного движения и таким образом отвлекать ГАИ. "Точка" -- это такой неприметный снаружи и отлично оборудованный внутри гаражик. Там автомобиль получает новый номер и цвет. В случае "большого шухера" машина загоняется на "времянку" -- стоянку или гараж, находящиеся под той же "крышей", что и угонщики. Там автомобиль пережидает смутное время. "Времянок" довольно много в разных районах города и список их постоянно растет. В 1993 году был случай, когда на "времянке" скопилось шесть автомобилей -- "точка" не справлялась с потоком. Когда же пришло время отгонять машины, решили действовать внаглую -- нацепляв на машины ленточек и прочих атрибутов, устроили свадебный кортеж. Помчались с ветерком через весь город, и, разумеется, ни у одного гаишника жезл не поднялся остановить их для проверки документов.

УГНАТЬ ЗАКАЗЫВАЛИ?

Особый случай -- "заказ" на конкретный автомобиль. Заказывают по разным причинам: конкуренту досадить или выкуп получить, "на спор" или рассчитаться с карточным долгом. Причин много, условие одно: взялся за гуж -- заднюю не включай. В таких случаях "тачка" отслеживается неделями, и вор не останавливается ни перед чем. Если мешает водитель -- девочку ему подослать с клофелином, не "ведется" на девочку -- "вырубить" и вся недолга. Но это крайний случай, а в основном все делается красиво, в этом весь смысл и заключается. Для примера не самый сложный случай. Один ас угнал "Мерседес" у авторитетного дяди. "Братки" его вычислили и приволокли к шефу для определения наказания. Тот, ценя профессионализм в любом проявлении, рассудил так: "уведешь" мой Шевроле "Корвет" с охраняемой стоянки (естественно с возвратом) -- останешься цел, и еще пять штук "зелени" в придачу получишь, не уведешь -- жить будешь, но инвалидом. Срок -- три дня. Вор начал с того, что определил на эту же стоянку автомобиль своего напарника. Вечером тот поставил машину на положенное место и ушел, а "виновник торжества" остался на негласную ночевку. Утром стоянка похожа на муравейник, поэтому ему не составило большого труда незаметно покинуть машину и с хозяйским видом подойти к Шевроле. Произведя все необходимые манипуляции, наш герой спокойно подкатил к воротам и вдавил педаль газа в пол. Пока охранники соображали, в чем дело, "Корвет" успел доехать до укромного места, в котором его поджидал крытый грузовик. Легковушку загнали в кузов и -- дело сделано. Кстати, компания из четырех киевлян, которая весной этого года отправилась на нары, действовала примерно таким же способом, разве что грузовик не использовала. В свое время наша газета уже писала об этом громком задержании, а посему только напомню, что ребята специализировалис, в основном на внедорожниках.

КАК УБЕРЕЧЬ МАШИНУ ОТ УГОНА?

На этот вопрос я попросил ответить как угонщиков, так и правоохранителей, которые угонщиков ловят. Неудивительно, что ответы получились в общем-то одинаковые, а потому приведу следующий монолог, который, на мой взгляд, наиболее точно соответствует сути всех советов.

-- Вообще-то угнать можно любую машину, вне зависимости от количества "сюрпризов", которыми она напичкана. Но это касается только дорогих эксклюзивных моделей. Бывает, заказывают конкретный автомобиль, и тут уже, если взялся -- в лепешку расшибись, а сделай. Но это уже из разряда "спортивных" достижений. Что же касается обычных машин, набор противоугонных средств должен включать в себя электронные и механические приспособления, плюс что-нибудь сугубо свое, самодельное. Если коротко -- избегайте стандартов.

В общем, машины угоняли, угоняют и будут угонять. И не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать это. Хотя надежда у владельцев авто все же имеется, пусть и маленькая. Может быть, через некоторое время самых "опытных" угонщиков наконец-то отловят и посадят на обещанные УК 10 лет. Молодой поросли не у кого будет перенимать опыт, да и задумаются многие -- а стоит ли овчинка выделки? Все-таки годы за решеткой -- не административный штраф и даже не судимость с "условным". Поредеют, скорее всего, и ряды любителей покататься по ночам на чужом четырехколесном друге. А вот "дворники" и магнитолы все же стоит по старинке забирать из машины домой -- украсть и продать их легче, да и "весят" они теперь по криминальным меркам не в пример меньше, чем целый автомобиль.