1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №212 (1260) за 21.09.2002

РЕКОРДЫ ЦЕНОЮ ЖИЗНИ

В тридцатые годы советская страна была одержима рекордами: их ставили в шахтах и ткацких цехах, на хлопковых полях и молочных фермах. А достижения в авиации! Говорят, к ней был неравнодушен Сталин, потому и устраивались повсеместно помпезные воздушные парады. Из громкоговорителей звучало: "Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор...", газеты пестрели заголовками о новых и новых рекордах. И никто не смел заикнуться о том, какой ценой они давались...

В 1934 году во время рекордного подъема, приуроченного к XVII съезду партии, разбился аэростат "Осоавиахим -І". Трое стратонавтов погибли. В 1935-м в Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла авиакатастрофа с самым большим самолетом того времени -- АТН-20 "Максим Горький". Погибло 47 человек, среди которых было пятеро детей от 8 до 15 лет. В том же году около Петрозаводска загорелся дирижабль "СССР В-7 бис": экипаж погиб.

В августе 1937 года исчез самолет, пилотируемый Героем Советского Союза №2 Сигизмундом Леваневским. Прошло 65 лет, а обстоятельства его гибели так и остались тайной.

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА №2

Сын питерского дворника Сигизмунд Леваневский родился в 1902 году. Мать, оставшаяся вдовой с четырьмя детьми, шила на дому белье, чтобы прокормить семью. В 17 лет Сигизмунд записался в Красную Армию, потом окончил школу морских летчиков в Севастополе, и уже через три года стал начальником Осоавиахима в Николаеве. Спустя еще год возглавил всеукраинскую авиашколу в Полтаве.

Леваневскому все давалось удивительно легко. Как-то он обратился к генеральному секретарю Осоавиахима с просьбой дать возможность хоть раз полетать так "как хочется". И... тут же получил разрешение перегнать гидросамолет "Дорнье-Валь" из Севастополя в Хабаровск. Затем Леваневский вывез из Анадыря на Аляску потерпевшего аварию американского летчика Джеймса Маттерна. Именно вывез, а не спас, как в драматично-романтичном духе писала пресса. Леваневского в советской печати стали именовать не иначе, как "знаменитым полярным летчиком".

Слава пришла неожиданно -- у нас любили героев! И только коллеги Леваневского были в недоумении, когда ему присвоили звание Героя Советского Союза № 2 за... спасение "челюскинцев". При организации этой операции правительство закупило в Штатах два самолета, пилотировать их предстояло Леваневскому и Слепневу. Вот только Слепнев был опытным арктическим пилотом, а его напарник -- новичком. На Чукотку вылетели в апреле 1934 года. Леваневский "торопился" спасать "челюскинцев" и, не дождавшись хорошей погоды, попал в густой туман. Возвращаться не стал -- и потерпел аварию в районе Колючинской Губы. А Слепнев "поймал" погоду и вскоре принялся вывозить людей из "лагеря Шмидта". Сигизмунд не любил вспоминать обстоятельства той экспедиции...

Есть еще одна загадочная история, связанная с Леваневским. Под Владимиром разбился самолет "Берге-19" польских ВВС, совершавший перелет Варшава -- Пекин. Погибли штурман Чеслав Филлипович и пилот... Юзеф Леваневский, старший брат Сигизмунда. О перелете у нас ничего не сообщалось, но ведь кто-то дал разрешение на него. И это тогда, когда Польша считалась злейшим врагом Страны Советов. Власти оказали Леваневскому-старшему воинские почести, его останки доставили в Варшаву.

А через семь месяцев, как известно, Сигизмунд Леваневский стал героем, одним из спасителей "челюскинцев". С этого времени начался его стремительный взлет, объяснить который можно только как блестящую идеологическую акцию -- продемонстрировать всему миру небывалые возможности человека в социалистическом государстве.

САМОЛЕТ ВРАГА НАРОДА

После "челюскинской" эпопеи Леваневскому приходилось постоянно подтверждать вдруг родившуюся популярность.

Осенью 1934 года экипаж Михаила Громова на самолете АНТ-25 установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту. После этого он стал разрабатывать план новых перелетов, в том числе и через Северный полюс в США. Пока Громов готовился к его осуществлению, Леваневский обратился к правительству с просьбой... разрешить ему лететь в Америку. Наверху дали "добро". Леваневский забрал "АНТ-25" Громова (для которого это стало громом среди ясного неба) вылетел из Москвы со штурманом и вторым пилотом Байдуковым. Через несколько часов полета над Баренцевым морем из мотора выбило масло и расползлось по лобовому стеклу кабины. Несмотря на то что Байдуков отлично летал вслепую, а масло вскоре перестало бить из мотора, Леваневский повернул к материку и сел на первом попавшемся аэродроме.

После возвращения экипаж вызвали в Политбюро. Кроме Сталина, на совещании присутствовали Молотов, Ворошилов и Туполев. Когда Сталин спросил Леваневского о причинах неудачи, произошло неожиданное: Леваневский прямо заявил, что никогда не сядет за туполевскую машину, что такие дерьмовые самолеты может делать только вредитель и враг народа!

...Андрея Николаевича Туполева взяли прямо в рабочем кабинете. По его делу проходило более двадцати человек, и все дали показания, что тот -- враг народа, вредил при подготовке рекордных перелетов, внедрял порочную американскую технологию. После добавили: Туполев повинен в срыве перелета Леваневского через полюс в Америку.

Георгий Байдуков приложил все силы, чтобы "реабилитировать" АНТ-25. Перелет через арктические районы на остров Удд еще раз доказал, что "никудышная" машина может ставить рекорды. Для Леваневского это стало новым ударом по самолюбию. Предстояло снова утверждаться...

ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО БЫЛО "ЖДИТЕ"...

Жребий пал на четырехмоторный самолет конструкции Болховитинова. Узнав о выборе Леваневского, шеф-пилот Байдуков, летавший на нем на заводских испытаниях, стал убеждать Сигизмунда не связываться с машиной, которую считал "сырой". Спаситель "челюскинцев" пропустил это мимо ушей и своего решения не изменил.

Когда Виктору Болховитинову сказали, что на его "бомбера" нашелся "покупатель", тот схватился за сердце: нельзя на такой машине отправляться в Америку! Позвонил Кагановичу, обрисовал ситуацию, а тот... вызвал к себе конструктора и устроил форменный разнос: сам товарищ Сталин проявил интерес к будущему полету.

После конфуза с АНТ-25 Леваневский был одержим идеей нового немедленного перелета. Это делало сроки подготовки ничтожно малыми. Удивительно: несмотря на то что самолет Сигизмунд не освоил, он появился лишь "под занавес" тренировочных полетов. Таким образом, экипаж не имел настоящего командира.

Вылет из Москвы состоялся 12 августа 1937 года в 18 часов 15 минут вечера. Полет через полюс стал для Леваневского делом чести, смыслом жизни, и он решил добиться его любой ценой .

Самолет "Н-209" взял курс на Северный полюс. Дальнейшее известно: в течение первой половины 13 августа штаб перелета постоянно получал сведения о ходе полета. В 13 часов 40 минут "Н-209" прошел над Северным полюсом и направился на Аляску. Через пятьдесят две минуты с борта "рекордсмена" поступило тревожное сообщение: вышел из строя крайний правый мотор, полет проходит в сплошной облачности на высоте 4600 метров. После этого регулярная связь нарушилась. В 15 часов 58 минут в Якутске приняли радиограмму: "Все в порядке. Слышимость плохая", а в 17.53 -- на мысе Шмидта: "Как меня слышите? Я-РЛ. Ждите..." Связь с самолетом Леваневского прервалась. Экипажу не удалось достойно завершить серию дальних перелетов.

ЦЕНА НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ РЕКОРДА

Сталин взял поиск пропавшего экипажа под свой личный контроль. В него включились самые опытные летчики. Участие в поиске взяли несколько американских пилотов. За девять месяцев (!) 24 отечественных и 7 иностранных самолетов обследовали 58 тысяч квадратных километров суши, моря и льдов. В мае 1938 года Правительственная комиссия сообщила о решении прекратить поиски, к тому времени превратившиеся в череду трагедий... Так, летчика Задкова раздавило при посадке льдами на летающей лодке "Дорнье-Валь". При перелете в бухту Тихую авиатор Мазурук попал в ураганный ветер и ему поломало самолет. При посадке разбивает машину Чухновский. 20 мая 1938 года газеты "Правда" и "Известия" сообщили, что при взлете с аэродрома близ Архангельска потерпел аварию самолет "Н-212", пилотированный Машковским. Из шестнадцати человек экипажа погибли Герой Советского Союза начальник авиаотряда Бабушкин, бортинженер Жутовский, врач Россельс и механик Гурский...

Наспех "слепленный" сложнейший перелет иначе завершиться и не мог. А Леваневский так и не сумел подтвердить дарованное ему авансом высокое звание. А вот зачем его авансировали -- остается загадкой.

САМЫЕ-САМЫЕ

Устанавливать рекорды в сфере авиации было модно не только в бывшем СССР, к ним стремились и другие страны. Вот самые знаменитые авиационные рекорды.
  • Самым странным образом был отмечен подвиг советского летчика-истребителя лейтенанта Михаила Девятаева, сбитого над Львовом в 1944 г. Совершив побег и добравшись до своих, 23-летний летчик был... осужден военным трибуналом как предатель, добровольно сдавшийся в плен. Спустя девять лет Девятаев попал под амнистию, а в 1958 г. был удостоен звания Героя Советского Союза.
  • Максимальная скорость, с которой когда-либо садился пассажирский лайнер , зафиксирована 31 декабря 1988 года в Одессе. Ту-134А 65011 приземлился со скоростью 415 км/ч.
  • Самая высокая точка приземления парашютистов находится на высоте 7 134 м над уровнем моря (пик Ленина). В мае 1969 г. десять советских парашютистов совершили высадку на вершину пика. К сожалению, четверо из них погибли.
  • Самый продолжительный прыжок с максимальной высоты совершил 16 августа 1960 года капитан Киттнинджер. Он сиганул вниз с высоты 31 150 м и в свободном полете пролетел 25 816 м за 4 минуты и 38 секунд. Самым большим вертолетом в мире является советская машина МИ-12, впервые поднявшаяся в воздух 12 февраля 1969 года.
  • Самый тяжелый в мире бомбардировщик -- Ту-160. Его взлетная масса -- 275 тыс. кг.
  • Самый дорогой самолет -- стратегический бомбардировщик В-2. Его цена -- $776 млн.
  • Абсолютный мировой рекорд скорости для самолета установлен 28 июля 1976-го года. Локхид SR-71A, стартовавший с авиабазы США, развил скорость 3 529,56 км/ч. За штурвалом был капитан Э. У. Джоэрц.
  • Абсолютный мировой рекорд высоты для самолета принадлежит А.Федотову, который на экспериментальной машине Е-266М поднялся на высоту 37 650 м.
  • Самый маленький самолет -- "Бэби Берд", спроектированный и построенный Дональдом Ститсом. Первый полет состоялся в 1984 г. Его длина -- 3,35 м, а размах крыла -- 1,91 м. Весит он 114,3 кг. и развивает максимальную скорость 177 км/ч. Самым маленький двухмоторным самолетом считается колумбийский MGI5 "Крикри", впервые поднявшийся в воздух в 1973 году. Его длина -- 3,91 м, размах крыла -- 4,9 м. Он работает на двух моторах мощностью по 11,25 кВт (15 л.с.).
  • Самый большой размах крыла (97,51 м) имел самолет "летающая лодка" Говарда Хьюза "H4 Геркулес", стоимостью $40 млн. В 1947 году в ходе испытательного полета на 914 м на Лонг-Бич-Харбор (Калифорния, США) американский магнат Хьюз, пилотируя этот 193-тонный 8-моторный самолет длиной 66,65 м, поднял его на высоту 21,3 м. Однако больше этот самолет никогда не взлетал.
  • Самым вместительным является реактивный авиалайнер "Боинг-747" который был принят в эксплуатацию на "Норд-Вест Эрлайнз" в 1989 г. Размах его крыльев составляет 64,9 м, дальность полета -- 13340 км. Он способен нести до 566 пассажиров. Самый большой объем имеет аэробус "Супер Транспортер А300-600ST "Белуга". Объем его грузового отсека составляет 1400 куб. м, размах крыла -- 44,84 м, максимальный взлетный вес -- 150 т. Его общая длина -- 56,61 м, полезная длина грузового отсека -- 37,7 м.
  • Самым быстрым авиалайнером считается "Ту-144", чья обычная крейсерская скорость составляет 2333 км/ч. В мае 1970 года он стал первым коммерческим транспортным самолетом, который достиг скорости 2575 км/ч. А разведывательный самолет ВВС США "Локхид", который в своем окончательном виде впервые поднялся в воздух в 1964 г., был способен достигать высоты 30000 м. Его длина составляла 32,73 м, размах крыла -- 16,94 м, взлетный вес самолета -- 77,1 тонн.