1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №213 (1261) за 23.09.2002

СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ ГИТЛЕРА ИСПОЛЬЗУЮТ ПРОТИВ НАС ДО СИХ ПОР

Не так давно журнал "Шпигель" обнародовал результаты необычного исследования. Подготовили два варианта сообщения на одну и ту же тему -- правдивое и ложное, которые опубликовали в газете, передали по радио и телевидению. После чего провели опрос. Оказалось, что правду от лжи отличили 73% радиослушателей, 63% читателей и меньше 50% телезрителей. Вывод? Экран -- лучшее средство манипуляции общественным сознанием!

Первым это понял американский режиссер Дэвид У. Гриффит, снявший в далеком 1915 году фильм "Рождение нации". Герои картины -- члены Ку-клукс-клана, "настоящие патриоты своей страны", истребляющие афроамериканцев (которых, кстати, играли загримированные белые актеры). Гриффит постепенно подводит зрителя к мысли, что рабство отменили зря. Демонстрация фильма в кинотеатрах США вызвала волну беспорядков. Афроамериканцы вышли на улицы. Поднялись и расисты. В столкновениях гибли десятки людей. Потратив рекордную по тем временам сумму -- $100 тысяч, Гриффит достиг своей цели, обострив проблему дискриминации по цвету кожи и продемонстрировав, на что способен синематограф.

"ИЗ ВСЕХ ВИДОВ ИСКУССТВА ВАЖНЕЙШИМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ КИНО". В. И. ЛЕНИН.

Не прошло и двух лет, как пропаганду в кино начали активно использовать большевики. В 1917 году появляется фильм "К народной власти". Снят он был аккурат к выборам в Учредительное собрание. Современные исследователи единогласно назвали бы эту картину образцом политической рекламы. Героя фильма, кандидата от социал-демократической партии Пряжева, обвинили в воровстве, вычеркнули из списков и даже хотели посадить, да нашелся тот, кто смог за Пряжева заступиться. Кандидата восстановили. "Эта партия -- самая лучшая и честная, своих в беде не бросает, а лжецов и интриганов наказывает", -- делают вывод создатели картины.

Новое правительство не жалело денег на агитационные ленты, которые заставляли бы простой неграмотный люд поверить в то, что его спасение придет вместе с властью "рабочих и крестьян".

В десятку шедевров мирового кинематографа до сих пор входит картина Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин". Режиссер отступил от привычных канонов создания кино. Хотя у Эйзенштейна нет ни героев, ни сюжета как такового, "Броненосец Потемкин" производил настолько сильное впечатление на зрителя, что фильм запретили демонстрировать во многих странах, опасаясь роста коммунистических настроений.

В 1934 году братья Васильевы сняли "Чапаева" по одноименной повести Дмитрия Фурманова. Посадили героя на лихого коня, на голову надели папаху, в руку сунули шашку -- чем не народный кумир? Этот образ так прочно засел в головах многих поколений, что и сегодня при упоминании имени Василия Ивановича мы представляем себе бравого кавалериста, даже зная правду: Чапаев с 1918 года не мог ездить верхом, так как у него была травмирована правая рука, поэтому передвигался на автомобиле; да и ссорился комдив с советской властью...

КИНО -- ХОРОШО, А МУЛЬТФИЛЬМЫ -- ЕЩЕ ЛУЧШЕ

Внедрение "правильных" идей с помощью кино взяли на вооружение не только в СССР. В это же время в Германии национал-социалисты тратят на киноагитацию огромные деньги. В 1932 году появляется документальный фильм "Полет Гитлера над Германией", где еще не фюрер, но уже почти национальный герой Адольф Гитлер путешествует по стране и помогает людям обрести веру в светлое будущее "богоизбранной" нации. Двумя годами позже, Лени Рефеншталь снимает "Триумф воли" о съезде нацистской партии в Нюрнберге, вошедший в историю как документальный фильм о том, чего на самом деле не было. Съезд был созван только для того, чтобы снять картину, а миллион его участников стали невольными актерами массовки. В картине много помпезности -- всюду видны флаги со свастикой, толпы людей, кричащих "Хайль!" Адольф был в восторге. "Триумф воли" демонстрируют по всей Германии. Национал-социалисты стают самой влиятельной партией.

Немного позже появляется необходимость объяснить, почему и против кого немцы должны воевать. Сделать это нацисты решают при помощи... мультипликации. Известно, что Гитлер очень любил диснеевские мультики, особенно Микки-Мауса. Он приказывает придумать нечто подобное. И 25 июня 1941 года в Берлине появляется большая студия "Дойче Зайхенфильм". Министерство пропаганды, возглавляемое Геббельсом, собирает под крышей этой компании больше сотни художников из Германии, Голландии и Чехии, которые начинают работу над антисемитскими мультиками, по качеству ничем не уступающими диснеевским.

В 1941 году немец Ганс Хельд выпускает мультик "Создающий проблемы". Лесным зверям мешает жить старый лис-еврей -- устраивает пакости, строит козни, врет, клевещет. Зверята сбрасывают на лиса бомбу и весело маршируют под транспарантом: "Выгони всех создающих проблемы!" Похожим по сюжету был и мультфильм "Еврейский носорог". Африканское животное, в ермолке и хасидском кафтане, постоянно ворует общественные деньги, и в финале, понятное дело, возмущенные лесные жители его казнят.

Эти мультики сделаны были превосходно. 17-минутную картину "Бедный Гансик", например, где евреи-стервятники угнетали маленького кенара арийской национальности, сто художников рисовали два года, а министерство пропаганды потратило на нее два миллиона рейхсмарок. Немцы с удовольствием смотрели такие качественные мультики, незаметно для себя пропитываясь ненавистью...

Во время войны также были сняты сотни агитационных фильмов на разных языках, рассказывавших о прелестях жизни в новой германской империи и о силе вермахта. Их демонстрировали на оккупированных территориях. Позже, когда поражение было очевидным, фашисты попытались при помощи кино поднять боевой дух солдат Рейха. Они создавали целые киноспектакли. После битвы под Сталинградом, например, Гитлеp приказывает снять фильм о победном сражении у порта Нарвик. С линии фронта отзываются боевые корабли, сотни самолетов и тысячи солдат. Все должно было быть натурально. Однако немецкие солдаты взбунтовались -- им не хотелось умирать ради кино. И съемки отменили.

Отступление продолжалось, бои велись уже на территории Германии. Фюрер придумывает новый ход -- образ Наполеона-победителя вернет силы вермахту! И снова с фронта "одалживают" двести тысяч солдат, шесть тысяч лошадей, привозят вагоны соли в качестве "снега", строят целый бутафорский город под Берлином, который впоследствии должен быть разрушен пушками Бонапарта. Все это происходит в то время, когда столица пылает от бомбежек.

БЕТХОВЕН И АЗБУКА МОРЗЕ

Антигитлеровская коалиция тоже не сидела сложа руки. Уинстон Черчилль просит Уолта Диснея сделать агитационный мультик, где рассказывалась бы легенда о том, как святой Георгий убивает Дракона-нациста. Дисней отказался. Тем не менее, 19 июля 1941 года начинается пропагандистская кампания "V for Victory", в которой символами стали знак "виктории" и начало пятой симфонии Бетховена в азбуке Морзе: "три точки -- тире". В том же году студия "Уорнерз" демонстрирует на экранах США мультфильм "Робинзон Крузо-младший", в конце которого поросенок Порки с надеждой смотрит на букву "V" под звуки тех же бетховенских "три точки -- тире". Студию обвинили в том, что этим мультфильмом она пытается втянуть нейтральные Штаты в войну.

В это время в Великобритании по заказу правительства Лоренс Оливье снимает фильм "Генрих V". Лента рассказывала о великом и бесстрашном английском короле, который своим примером должен был воодушевить англичан на борьбу с немцами. Картину специально показывали солдатам накануне высадки союзников в Нормандии.

"ОБЛИКО МОРАЛЕ" ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

После окончания войны настоящей, с танками и пушками, началась война "холодная". СССР и США вели бои на идеологическом фронте -- распускали друг о друге сплетни, сочиняли небылицы и снимали соответствующее кино.

В 1947 году в Голливуде была проведена чистка рядов. С подачи специальной правительственной комиссии были уволены несколько видных режиссеров и актеров, обвиненных в антиамериканской деятельности и пропаганде коммунистических идеалов. Против них свидетельствовали такие неоднозначные личности, как Уолт Дисней и Рональд Рейган. Несколько десятилетий каждый второй американский фильм так или иначе был "с душком". До сих пор на наших экранах супермены вроде Рэмбо и Бонда наводят порядки по всему миру.

СССР сделал ставку на документальные ленты о "величии и могуществе". Те, кому за тридцать, хорошо помнят, как перед индийскими фильмами в кинотеатрах в обязательном порядке крутили кинохронику с социалистических строек, сталелитейных заводов, швейных фабрик и выставок достижений народного хозяйства. Заполитизированными были и художественные ленты. Даже кинокомедии. Помните эпизод из "Бриллиантовой руки", где герой Миронова, отбиваясь от распутной гражданки, окончательно убеждает ее аргументом: "Руссо туристо -- облико морале"?

Возможности кино велики. Но не идут ни в какое сравнение с телевидением. Первыми отличились американцы, превратив в сериал хронику войны во Вьетнаме и показывая ее ежедневно в прайм-тайм, как самое популярное телешоу. Проводившиеся позже исследования показали, что чем чаще зритель смотрел войну на ТВ, тем больше одобрял сами военные действия, поддерживал правительство и винил во всех мировых бедах СССР с его коммунизмом.

СССР тоже не дремал. Некоторые исследователи утверждают, что в конце 60-х КГБ активно работал над методами психологического влияния на сознание людей посредством ТВ. Существовали целые лаборатории, которые занимались этой проблемой, экспериментируя прямо на центральном телевидении и его многомиллионной аудитории. Метод "25-го кадра", например. Или эксперимент под названием "спираль": на обычный телевизионный сигнал накладывали еще один, параллельный, невидимый для глаза, но улавливаемый подсознанием. Это мог быть быстро бегущий по периметру экрана квадрат или другая геометрическая фигура, приковывающая взгляд к экрану и удерживавшая у него зрителя "в нужный момент"...

А В НАШЕ ВРЕМЯ...

Западные специалисты, изучающие влияние ТВ на зрителей, подметили, что время начала операции "Буря в пустыне", бомбардировок Сербии и Ирака почему-то всегда совпадало со временем выхода вечерних новостей. Иногда видеоряд совершенно не относился к тому, о чем говорил диктор. Например, в 1996 году, когда накалились отношения между США и КНР из-за Тайваня, комментатор рассказывал о конфликте, а зритель видел кадры расстрела торговцев наркотиками в Китае, имевшее место в 1992 году. Какое отношение имеет сей сюжетный ряд к Тайваню или вообще к 1996 году? Неважно, главное, что бьет по мозгам. После этого среднестатистический гражданин уже не сомневался: в Китае живут варвары, тайванцы -- молодцы, а американские военные спасают демократию... Похожее было и с "афганской кампанией" -- за несколько месяцев до начала военных действий весь мир обошли кадры, где талибы подрывают статуи Будды. В военных учебниках это называется информационной атакой, когда задолго до начала боевых действий умышленно создается негативный имидж будущего противника...

Пару месяцев назад на палестинском телевидении крутился пропагандистский ролик, где израильский премьер Ариэль Шарон изображен нацистом с топором, который издевается над маленьким мальчиком...

Недавно Джордж Буш заявил о создании так называемого "офиса глобальных коммуникаций", задачи которого -- правильное, с точки зрения администрации США, освещение внешней политики страны...

В передачах российских телеканалов красной нитью проходит тема двуглавого орла и трехцветного стяга. А Министерство культуры, хоть и неофициально, но все же рекомендует гражданам не смотреть украинский фильм "Молитва о гетмане Мазепе". Потому что история, мол, там искажена...

О нашем телевидении -- отдельный разговор. Стоит нажать любую кнопку "лентяйки", как мы увидим Стивена Сигала, который, обливаясь потом, разоружает ядерную боеголовку, украденную в украинской воинской части. Или героев сериала "Дальнобойщики", поминающих "хохлов" при каждом удобном случае "незлим тихим словом". Или героя фильма "Брат-2", убившего украинца со словами "Вы мне еще за Крым ответите". Или...