1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №215 (1263) за 25.09.2002

В КИЕВЕ РАЗРЕШЕНО СТРОИТЬ ФАМИЛЬНЫЕ СКЛЕПЫ

На столичных кладбищах есть 30 усыпальниц, возведенных 100 лет назад. А кто в них захоронен и на месте ли прах усопших -- остается тайной.

На Лукъяновском кладбище -- пять домов-гробниц. Лишь один из них ухожен и отреставрирован. Словно на церквушке, блестит купол... Это усыпальница бывшего киевского головы Степана Сольского, построенная архитектором Брадтманом в 1902 году. Позже сюда "подселили" покойных вдову и сына Степана Михайловича, а в 1937, неизвестно из каких соображений, -- юриста Маркевича.

-- Кому принадлежат остальные четыре склепа -- неизвестно, -- поведала Любовь Стенник, замдиректора заповедника. -- Таблички давно утеряны, родственники захороненных не объявляются. Не знаем, на месте ли сами усопшие, так как исследования могил не проводились. Добиваемся, чтобы все склепы взяло под охрану государство. Тогда появятся средства для их изучения и реставрации.

Говорят, во время войны в гробницах прятались горожане. Разрушение кладбищенских домиков и исчезновение гробов с покойными (а, может, перезахоронение неподалеку) -- вроде бы на их совести. Но видны здесь и свежие следы жизнедеятельности человека. В одном склепе -- аккуратно сложенный... мусор. Наверное, рабочие, убирая могилы, лучшего места для хлама не нашли. В остальные наведываются бомжи, оставляя после себя тряпки, объедки, бутылки.

На Байковом кладбище тоже есть усыпальницы. Досадно, но и эти гробницы разделили судьбу своих "сестер" из Лукъяновки. Есть предположение, что склепы возводились в 19 веке. Возможно, в них покоится прах известных людей. Познавательно было бы их исследовать. Но, как всегда, дело стоит за финансами.

Пока старые усыпальницы терпят крушение, строительство новых не предвидится...

-- И это странно, -- говорит Николай Николайчук, начальник управления ритуальных услуг КГГА. -- Ведь на Украине род и семья -- святое. В столице живет немало состоятельных людей, но строить фамильные гробницы, чтобы почтить память о предках, желания не изъявляют. Под такие сооружения мы бесплатно отводим места 2,2м х 2,2м. Покажется мало -- дополнительные метры можно получить с разрешения Киеврады.

Кстати, есть у нас и специалисты-строители, которые могут воплотить проект в жизнь. Несколько лет назад группа инженеров загорелась идеей строить склепы. Полмира объездили, высматривая на кладбищах, из чего да как возводят эти архитектурные сооружения. Больше всего усыпальниц заметили в Италии, Польше, США, на Кубе. Самые интересные постройки запечатлели на фото и в эскизах: от простых "коробок" до причудливых башен с колоколами и ангелочками.

Вернувшись в Киев, сделали несколько пробных экземпляров. Думали, возродят "моду" на кладбищенскую архитектуру. Но "товар" осел мертвым грузом -- заказчиков нет. Мастера и надежду потеряли. Начали стыдиться своего ремесла. Видно, возведение склепов -- не в наших традициях.

Если строительство гробниц -- чуждый для нас обряд, почему их строили 100 лет назад? Например, архитектор Городецкий не постыдился построить фамильный склеп возле Выдубицкого монастыря после домов-шедевров, принесших ему славу мастера. А гробницы в Бабьем Яру, на заброшенном кладбище?

По словам служителей церкви, усыпальницы более распространены на католических кладбищах, но строят их и православные. Эта традиция пришла из далекого прошлого, от пирамид и египетских фараонов. Домики, в которых покоился прах умерших на Руси, упоминаются также в летописях Нестора (они названы "столпами"). Православному обряду не противоречит возведение часовни над могилами родных, куда можно прийти и уединиться для молитвы.

Наверное, киевляне не спешат сооружать гробницы, побаиваясь, что со временем их постигнет участь тех, что превратились в развалины. Нашему обществу еще очень далеко до того уровня духовности, когда места захоронений считаются если не святыми, то -- неприкосновенными.