Выпуск газеты Сегодня №216 (1264) за 26.09.2002
КТО ЗАЛОЖИЛ "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИНАМИТ" ПОД... НЕФТЕПРОВОД ОДЕССА-БРОДЫ-ГДАНСК?
Напомним, что реализация совместного проекта началась пять лет тому назад, еще при кабинете, который возглавлял "правый" премьер Ежи Бузек. С того времени никто -- ни с польской стороны, ни с нашей -- не ставил под сомнение обоюдную выгоду от нефтепровода. Строительство шло на фоне постоянных заявлений руководства двух стран о стратегическом партнерстве. Что же вдруг переменилось?
Некоторые аналитики убеждены -- за статьей в газете и за мнениями польских экспертов, возможно, усматривается след нашего еще одного "доброго" соседа, но уже восточного. В случае ввода в действие нефтепровода Одесса-Броды-Гданск эта соседняя с нами и Польшей страна теряет свою монополию на поставки "черного золота" в Западную Европу. Естественно -- огромные убытки нести она не хочет.
Ситуация, в которой сейчас оказалась польская сторона, выглядит довольно пикантно: нужно не терять свое политическое лицо перед Киевом, но и соседней стране уступать приходится. Кстати, в прессу уже забрасывалась информация, что люди, отвечавшие за проект с польской стороны, якобы обвинены в финансовых махинациях. В общем, будет о чем поговорить нынешнему польскому премьеру Лешеку Миллеру с нашим главой Кабмина Анатолием Кинахом на встрече во Львове, намеченной на начало октября. Нам так же удалось выяснить, что сегодня в Киеве будут встречаться секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгений Марчук и его польский коллега Марек Ксивец. Наверняка возникнет и тема нефтепровода.
Свое мнение по данной проблеме высказал директор международных программ Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Валерий Чалый. Он считает, что "публикация в польской прессе, несомненно вызвала эффект как со стороны экспертов, так и со стороны официальных органов. Это абсолютно нормально. Главное, что позиции обеих государств по вопросу о нефтепроводе не изменились. Он остается важным звеном Евразийского нефтетранспортного коридора. Сейчас нельзя утверждать, что в появлении данной статьи были заинтересованы "третьи" страны. Во-первых, это бездоказательно, а во-вторых -- одной статьей невозможно добиться кардинального изменения стратегических целей".