1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №220 (1268) за 01.10.2002

С НОВОГО ГОДА ПОЛОВИНА УКРАИНСКИХ ВОДИТЕЛЕЙ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ПЕШЕХОДАМИ

Около 10 миллионов легковушек по всей стране с Нового года должны стать "на прикол", а их собственники -- пополнить армию пешеходов. Это не сюжет для фильма ужасов. И не "розовые" фантазии экологов, утверждающих, что в больших городах автомобили стали основными отравителями атмосферы (в частности, в столице более 90% вредных выбросов -- их "заслуга"). Это -- "всего лишь" требование закона.

Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно регулирования рынка автомобилей" запрещает с 1 января 2003 г. реализацию на внутреннем рынке и ввезение на таможенную территорию Украины легковых автомобилей, не оснащенных катализатором для нейтрализации едких фракций выхлопных газов. И с этого же дня набирает силу правительственное постановление, запрещающее эксплуатацию уже "прописанных" в стране легковушек, не имеющих катализатора. Цель обоих документов -- не допускать угрожающего загрязнения природной среды и постепенно приближаться к европейским экологическим нормам. Но...

По самым оптимистичным оценкам, лишь около половины бегающих по нашим дорогам машин (в основном -- западноевропейского, американского и японского производства) оснащены так называемыми катализаторами-дожигателями выхлопных газов. Причем, большинство этих устройств, ввиду своего давнишнего происхождения и неприспособленности к более агрессивной украинской "горючке", давно превратились в бесполезный кусок металлолома. Закупать новые -- значит, раскошеливаться на трехзначные (в долларовом эквиваленте) суммы, ведь при изготовлении импортных катализаторов используется платина и другие драгметаллы.

Выход нашли украинские ученые из ПО "Южмаш" и НПФ "Эко-Авто-Титан". Несколько лет назад они создали уникальный, не имеющий в аналогов в мире каталитический преобразователь топлива на основе куда более дешевого металла титана, коего в нашей стране -- предостаточно. Как показали многочисленные испытания, проведенные не только в Украине, но и в России, Венгрии, на Тайване, прибор в полтора-два раза уменьшает выброс в атмосферу окиси углерода и углеводородов, содержащихся в выхлопных газах, к тому же обеспечивает 20--30-процентную экономию топлива. Да и обходится на порядок дешевле импортных. На Западе украинской разработкой всерьез заинтересовались, а у нас, как водится, "нет пророка в своем отечестве". Имеющиеся в стране производственные мощности позволяют выпускать до миллиона катализаторов в месяц, но реальный спрос исчисляется тысячами.

Правда, наиболее дальновидные (и умеющие считать деньги) структуры -- Нацбанк, НАК "Нефтегаз Украины", "Киевметрострой" и ряд других -- не стали ждать, пока "гром грянет" и приступили к оснащению своих авто отечественными катализаторами. Другие же -- что самое примечательное, министерства и ведомства, которые, по логике, первыми должны блюсти дух и букву закона -- заняли выжидательную позицию. Может, надеются, что подпись Президента под законом "рассосется" или правительство отменит свое же решение? Это вряд ли. Не случайно Л. Кучма, обращаясь к чиновникам, сказал: "На бензин деньги вы каждый день находите, а на катализаторы один раз не можете найти?" Хочется думать, что на этот раз с "государевых людей" спросят первыми, а уж потом -- с простого "мужика". Забавно будет посмотреть на министра, едущего на работу в трамвае!