1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №220 (1268) за 01.10.2002

АДМИНРЕФОРМА: ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

Административно-территориальный передел Украины приближается "судным днем" для робко протестующих регионов. Но, похоже, территориальным гаданиям над границами новых земель, как ни крути, а таки суждено сбыться: административная реформа требует и нового "географического устройства".

Правда, до сих пор остается открытой тема, по какому же принципу разделят Украину на "земли". Выдвигаются две основные версии:

1) по историческим границам земель: Слобожанщина, Киевщина, Подолье и т.д.;
2) за основу будут взяты образовавшиеся экономические комплексы с выделившимися региональными центрами: Донбасс (Донецк), Слобожанщина (Харьков), Западная Украина (Львов) и т.д.

Первый, исторический, вариант раздела, хотя и красивый, но, по мнению экспертов, недостаточно обоснованный. За последнее столетие большинство земель, известных по учебникам истории, перестали быть единым целым. Попав в поле экономического влияния других регионов, они разделились на разнонаправленные части. Границы земель можно очертить, опираясь лишь на этнографию. Размежевание усилили и политические границы, менявшиеся несколько раз. К примеру, когда-то единая Волынь, включавшая в себя территории от Киева и до польского города Холма, сейчас неоднородна. Всего какие-то 20 лет пребывания Волыни в составе разных государств -- Польши и СССР, разделили ее население на "захидняков" и "схидняков".

Скорее всего, объединение областей произойдет с учетом сложившихся новых региональных хозяйственных комплексов. Экономически слабые административные единицы войдут в состав более сильных соседей. При этом землям будут присвоены наиболее подходящие исторические названия. Так или иначе, многие местные чиновники ничего хорошего от перемен не ждут. Передел, надвигающийся на их тихие вотчины, беспокоит региональное начальство, задающееся вопросом -- в чьи кабинеты теперь придется проторивать дорожки?

Укрупнение областей -- это лишь внешняя сторона административной реформы. Механическое перечерчивание карты само по себе бессмысленно. Глубинная суть изменений должна коснуться принципов государственной региональной политики: прямые выборы губернаторов, сокращение управленческого аппарата, предоставление органам самоуправления больших полномочий с увеличением их бюджетов.

С вопросом об отношении к готовящейся админреформе "Сегодня" обратилась к представителям местного самоуправления разных регионов Украины.

Александр Мазурчак, городской голова Каменец-Подольского

-- Я думаю, сейчас некстати говорить о переделе территорий. Разделив Западную и Восточную Украину, мы создадим федеративное государство со всеми возможными проблемами. Просчитайте последствия: одни скажут, что желают присоединиться к России, другие пойдут в Европу.

Начинать админреформу нужно с самого низкого уровня -- с сел и районов. Посмотрите, сколько органов власти сосредоточено в обычном райцентре: горсовет, городской голова со своим аппаратом, райрада, райадминистарция с головой. Если в районе проживают 26 тысяч человек, то наверное имеет смысл объединить его с соседним, что сократит расходы на бюрократию. Тогда реформа выглядит логичной и продуманной.

Николай Балан, голова Ананьевской районной рады Одесской области

-- Все эти разговоры о переделе привели к тому, что наш район уже лет пять "раздирают на куски". Дошло до того, что из райцентра забрали налоговую, грузовую станцию, КРУ и "Укртелеком"...

Допустим, объединят 2--3 района. Как людям добираться за 200--300 километров в райцентр, если транспорт не ходит? Как попасть в финуправление или казначейство? Сказать, что это тяжело -- ничего не сказать. Тем более для пенсионеров, составляющих половину населения. Да и где взять деньги на реформу, если отсутствует финансирование даже проектов, призванных работать сегодня? Заниматься админреформой сейчас нет времени.

Валерий Копчик, председатель Чудновской райрады Житомирской области

-- Речь должна идти прежде всего об укрупнении сельских и поселковых районов. На местном уровне это будет выглядеть как административное объединение маленьких населенных пунктов под единым сельским советом. Объединение приведет к экономии и концентрации бюджетных средств. Но это с государственной точки зрения. Если послушать людей, живущих и работающих в селе, то они до конца не понимают, что от них хотят. Сельские районы, в большинстве, будут против изменений.

Николай Титоренко, глава бюджетного комитета Черкасского горсовета

--Если из 26 областей должно остаться 8, то понятно, что интересы малых городов и местечек будут ущемлены. Перевод города из областного подчинения в местное автоматически приведет к уменьшению полномочий и финансового обеспечения бюджетов.

Периферия и без того в загоне. У всех городов Украины (исключение только Киев) в числе проблем -- горячая вода и дороги. Сравните качество асфальтового покрытия в областных центрах, которым на ремонт оставляют 50 процентов дорожного сбора, и в районных, довольствующихся всего 30 процентами. Конечно, в областных центрах дороги лучше. Так к чему хорошему может привести админреформа, если во "втором сорте" окажутся даже нынешние областные центры?