1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №221 (1269) за 02.10.2002

СЕРГЕЙ ГАРМАШ : "РОЛИ ШУТА ОБРАДУЮСЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОРОЛЮ ЛИРУ"

Лет пять назад в московском театре "Современник" мы смотрели чеховский "Вишневый сад". Все актеры, как всегда, были хороши, но особо притягательным показался едва знакомый артист с распространенной украинской фамилией Гармаш, играющий Лопахина. В театре нам тогда посоветовали: "Присмотритесь к нему -- мощный актер, скоро наверняка станет известным". И вот, спустя некоторое время мы встретились уже с очень известным СЕРГЕЕМ ГАРМАШЕМ.

Таких как он называют настоящими мужчинами, так как есть в нем какая-то подкупающая надежность. И можно понять режиссера Валерия Тодоровского, который в своем новом фильме "Любовник" снял не стопроцентного немеркнущего плейбоя Олега Янковского, а, совсем не писаного красавца и молчуна Гармаша. Во всех своих театральных и киноработах он настолько органичен, что иногда так и хочется сказать: "Так не бывает". Сергей снялся более чем в 50 фильмах, но по-настоящему звездной роли так и не было. Его все чаще называют актером вторых ролей, но эти вторые подчас выразительнее первых ("Отряд", "Армавир", "Время танцора", "Волчья кровь", "Бесы"). Недаром звездопад премий "посыпался" на Гармаша именно за такие роли в фильмах "Ворошиловский стрелок", "Нежный возраст", "Механическая сюита". Даже в Германии за работу в немецком фильме "Последний курьер" он получил золотой приз за лучшую мужскую роль.

Интересно, как меняется "взгляд" режиссеров на Гармаша. Вначале, особенно после фильма "Беспредел", ему активно предлагали играть "зэков", потом "увидели" его по другую сторону баррикад -- милиционером. А роль опера в "Каменской" вообще принесла всенародную славу. Работа же в "Любовнике", к счастью, открыла в Сергее еще что-то новое.

"К КОНЦУ ЧЕТВЕРТОГО КУРСА ТОРЧАЛ НАД ШИРМОЙ НА 16 САНТИМЕТРОВ"

-- Южные степи Украины. Эта напоенная солнцем и настоянная на ветрах земля таких людей родила: Бондарчука, Матвеева, Ланового и… Гармаша. Что, она какая-то особенная?

-- Уж непростая. Это родное для меня место. С тех пор, как я работаю в "Современнике", отдыхаю далеко не каждое лето, но если выпадает какое-то время, еду в свой родной Херсон. Есть возможность поехать гораздо дальше, но по-настоящему отдохнуть -- и физически, и морально -- могу только там. И не потому лишь, что там мои мама с папой, брат, друзья, мое детство, но еще и потому, что ощущаю дефицит этого города, дефицит Украины, этой земли.

-- А как вы вообще пришли к актерству?

-- Честно скажу, что стал заниматься этой профессией несерьезно и случайно -- никогда не был в художественной самодеятельности и не мечтал быть артистом. Я вовсю занимался парусным спортом и думал о мореходке. Как-то мама, чувствуя, что мне нужно после восьмого класса "выходить в люди", купила справочник для поступающих в средние заведения, а я, листая его, увидел "Днепропетровское театральное училище" и просто так сказал: "О, театральное училище -- сюда бы я поступил". Это было даже не на уровне шутки, а на уровне реплики. Потом уехал на соревнования, а мама почему-то поехала с моими документами в это училище. Их без моего присутствия не захотели принимать. Она стала уговаривать, рассказывать, что я у нее еще маленький, и вдруг в виде исключения документы приняли. А я настолько несерьезно к этому относился, что даже до конца не прочитав условия приема, поехал сдавать общеобразовательные предметы. Но там были еще какие-то непонятные экзамены -- я спросил об этом одну девочку, и она сказала, что нужно сдавать мастерство."Какое еще мастерство?!" Я перепугался, кое-как уговорил, чтобы мой экзаменационный лист переложили подальше, а сам мучительно стал вспоминать стихотворения из школьной программы. Тут же выучил какую-то басню на украинском языке, а из прозы что-то вспомнил с пластинок Райкина. Члены комиссии, безусловно, поняли, что я совершенно не готов, но на второй тур пропустили. До него была неделя и я, правда, уже готовился серьезно.

Факт поступления был для меня полной неожиданностью. А понимать, чем я занимаюсь, стал очень нескоро -- где-то на втором курсе. В общежитии меня поселили с третьекурсниками, которые просветили, что такое театральная жизнь по полной программе. Так в 15 лет у меня началось все сразу. С профессией не получалось катастрофически -- я не понимал и ненавидел этюды до такой степени, до какой полюбил их позже, уже в Школе-студии МХАТ. В училище я был на грани отчисления -- меня спасло то, что на втором курсе пошли отрывки и стало получаться. Спустя год вошел во вкус, пошел азарт: стал больше читать.

Я учился на актера кукольного театра, так как в год моего поступления набирали только на этот факультет. Да и мама не зря говорила, что я маленький: в 15 лет мой рост, действительно, был очень небольшой.

-- С трудом верится.

-- Представьте, это я уже к четвертому курсу торчал над ширмой на шестнадцать сантиметров -- так вырос. Из Херсона на меня пришел запрос, и я уехал работать в кукольном театре, очень много играл и ездил. Месяцев через восемь ушел в армию. Готовился идти в ансамбль песни и пляски, как все артисты, но ушел в стройбат. Так получилось. Но я благодарен этому периоду, ведь если бы у меня была вольготная служба в ансамбле, то с моим характером, не знаю, что и вышло бы из меня. А так -- служба получилась непростая, что помогло в становлении моего характера. Вообще, я считаю, что армия для мужчины вещь полезная. Другое дело -- будь у меня сын, сегодня я бы его в армию не отдал.

-- Как повезло вашим женщинам -- их у вас с мамой трое -- что у них есть такая защита!

-- Их даже четыре. Еще собака Катя.

"ЗДЕСЬ РУЛЕТКА КРУТИТСЯ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ГДЕ-ЛИБО"

-- Вы застали период того МХАТа, когда еще играли "старики" -- до раздела театра.

-- В Школу-студию МХАТ я попал на курс великого Тарханова. Мы застали еще "стариков" на сцене и были последними, учившимися в старом уютном здании на улице Москвина. После нас все перешли в новое здание и там уже была совершенно другая атмосфера. Ведь как у нас было заведено: ты, первокурсник, входишь в институт и при встрече студент четвертого курса останавливается и здоровается, а когда ты уходишь -- встают дежурные и прощаются.

-- Вам повезло, ваш дом -- надежный тыл, а вы можете сказать, что "Современник", где вы служите, тоже ваш тыл?

-- В основном мой тыл -- это моя жена Инна, с которой мы вместе еще со Школы-студии и работаем в одном театре, и дочка Даша. Они помогают в моей, часто кочевой, жизни. Но, конечно же, хотелось бы быть лучшим папой, побольше быть с дочкой.

А театр? Знаете, если бы меня выгнали из дому, в первый же момент я пошел бы ночевать туда. У меня был такой момент, когда говорили, что на пару лет мне надо оставить театр, так как было много предложений в кино, от которых приходилось из-за занятости отказываться. Ведь когда я пришел в "Современник", то у меня бывало до 24 спектаклей в месяц, и при этом я ухитрялся еще сниматься в двух-трех картинах. И если бы я оставил театр, то, может быть, многое сделал бы в кино. Но сейчас у меня нет такой загруженности в театре, я иногда даже не играю свою норму, но тем, что у меня есть -- я доволен, мне достаточно. Это дом, но в чем-то и тыл, потому что спасает от одного из самых сложных моментов в нашей профессии, когда тебе вдруг не звонят с предложениями. У всех они бывают -- и у меня тоже были, слава Богу, не такие длительные. И пережить этот момент очень важно для актера: не растеряться, не потерять веру. Это такая страшная сторона нашей профессии, из-за которой мне, например, не хочется, чтобы моя дочь занималась ею. Я знаю массу актеров здесь, в Москве, которые с гораздо большим правом могли бы занимать эту нишу, которую занимаю я. И это никакое не кокетство. Ну, так складывается, наверное, здесь рулетка крутится гораздо быстрее, чем где-либо.

-- Честно говоря, ваш самый первый фильм "Отряд" я не видела.

-- В те времена, когда я учился, в отличие от нынешних, до четвертого курса о кино можно было и не заикаться. Достаточно вспомнить примеры отчисления из-за кино Дружникова, Пуговкина. Поэтому впервые я попробовался в кино перед четвертым курсом, но ничего не вышло. А в конце четвертого режиссер Алексей Симонов, посмотрев наш дипломный спектакль, предложил мне попробоваться на главную роль. "Отряд" -- это как первая любовь, незабываемо все от начала и до конца. Почти все актеры снимались впервые. Съемки были в Литве. Фильм очень достойный и в какой-то степени был моей путевкой в кино, а Симонова считаю своим крестным отцом. Помню, когда перед съемкой он впервые на большом экране показал нам пробы, мы с Сашей Феклистовым были просто в подавленном состоянии. Он, нервно закурив, сказал мне: "Я не буду сниматься". -- "Я тоже". -- Настолько был сильный шок от того, какими мы увидели себя на экране.

-- Во многих спектаклях "Современника" и в уже знаменитой "Каменской" вы работаете в партнерстве с нашей общей землячкой Еленой Яковлевой.

-- Впервые мы вместе сыграли двенадцать лет назад в спектакле "Мурлин Мурло", потом в "Вишневом саде". Но никогда вместе не снимались. Мы как-то не задумывались, но потом на съемках "Каменской" поняли, что эти двенадцать лет все-таки наложили свой отпечаток, и мы достаточно хорошо зная и чувствуя друг друга, можем вместе сымпровизировать в кадре. Вообще, из-за этого фильма Лену повсеместно называют Настей. А я вот тоже как-то приехал с братом на рынок и слышу: "Вон Коротков пошел!".
-- В вашем Короткове чего больше -- сценария или импровизации?

-- Посмотрев первый материал, Валера Тодоровский и Юра Мороз дали нам вольную: "Ребята, отпускайте себя, не бойтесь". Текст мы говорили по сценарию, но привносили очень много своего. И все к этому отнеслись лояльно, в том числе и автор -- замечательная Саша Маринина, ей все это нравилось.

-- Именно после "Каменской" вы стали очень узнаваемы, вплоть до работников ГАИ.
-- Я не поверю актеру, который говорит, что это ему неприятно. Я имел уже больше сорока ролей в кино, но такой популярности, какую принесла "Каменская", не было. Все-таки телевидение -- никуда от него не денешься. Я, к сожалению, могу назвать около двадцати своих картин, которые просто пропали в никуда. Я снимался в двух картинах киностудии Довженко, о которых вы, может быть, и не знаете: в ужасной "Не стреляйте в меня, пожалуйста!" -- примере коммерческого кино, когда нужна обнаженная натура и все прочее, и в очень хорошей -- "Рыжая фея", которая снималась как детская, а оказалась достаточно взрослой. Ее снимал, кстати, мой однофамилец, Юрий Гармаш, которого я очень люблю. В свое время я возлагал огромные надежды на "Мастера и Маргариту", но она уже одиннадцать лет как снята и находится под судом. Сегодня я уже не хочу, чтобы он выходил, несмотря на то, что у меня там роль Ивана Бездомного, за которую мне не стыдно. Дело в другом. Я не суеверный человек, далекий от мистики и магии, но, тем не менее, недавно мы сидели с Гафтом и говорили, что если суммировать все то, что происходило на съемках, то хватило бы на полнометражную мистическую документальную картину. Наверное, все же есть какие-то произведения, которые не нужно трогать.

А возвращаясь к теме узнаваемости, скажу, что иногда мне хотелось бы большей популярности, но, конечно, чтобы это пришло не через сериал, а через кино. Не хочу сказать, что совсем плохо отношусь к сериалам, но все-таки неоднозначно. А "Каменскую" я называю многосерийным телефильмом, хотя бы потому, что она, в отличие от многих других, снята на кинопленку.

"Я НЕ СТРАДАЮ ОТ ТОГО, ЧТО В МОЕЙ БИОГРАФИИ НЕТ ФИЛЬМА "КАМЕНСКИЙ"

-- А есть заветная роль?

-- Я не живу предчувствием, что вот-вот наступит момент и мне принесут в папке с золотым ободком "Короля Лира". Потому что могут принести роль Шута, и я этому обрадуюсь гораздо больше. Ведь мы знаем массу примеров, когда картина выдвигается на премию в большом количестве номинаций, а получает актер -- за эпизод.

-- Как, собственно, и было с "Ворошиловским стрелком": у вас "Ника" за роль капитана милиции маленькая, но сделана на одном дыхании и много значит для всего фильма.

-- Я во всем верил режиссеру Говорухину, а он мне. Наверное, благодаря этому и вышла такая роль, за которую я получил не только спецдиплом на "Кинотавре", но и комплименты от милиционеров, что, как вы понимаете, очень важно. Я уже ценю нечто другое, и нет мысли "рвануть", например, Наполеона, хотя если все сойдется -- почему бы и нет. Но от того, что в моей биографии нет фильма "Каменский", я не страдаю.

-- У вас еще одна весомая награда -- "Ника" -- "За лучшую роль второго плана" в "Нежном возрасте".

-- Со мной в номинации был Сергей Маковецкий. Но я не считаю, что выиграл. Кто-то из великих актеров сказал, что творчество нельзя сравнивать со спортом, так как здесь нет объективных параметров. Просто так случилось -- мне в этот раз повезло, не более.

P.S. 6 октября в "Кинопалаце" киевляне смогут увидеть Сергея Гармаша в "Любовнике" собственной персоной.