1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №224 (1272) за 05.10.2002

ОТЧЕГО "ЖЕЛЕЗКЕ" БАСТОВАТЬ -- "В ЛОМ"

С 7 октября начинается всеобщая забастовка железнодорожников Сербии. И если вы наметили поездку в те края, знайте, что тамошний "паровоз" вас никуда не повезет. Наверное, многие помнят, как из-за стихийной стачки машинистов локомотивов в 1996-м украинские пассажирские поезда останавливались на полпути, порой -- в чистом поле, и люди были вынуждены добираться дальше, как придется. Сразу успокоим: в обозримом будущем нам такие эксцессы не грозят.

Вообще, вопрос забастовок как крайнего метода борьбы за лучшее будущее стал одним из основных, рассматривавшихся на XII Постоянной конференции профсоюзов железнодорожников Европы. Для участия в форуме в Киев съехались делегации девяти государств-участников Конференции, плюс представители нескольких стран в ранге наблюдателей. И, признаться, я был поражен, что во многих странах бывшего соцлагеря, которые мы привыкли считать довольно благополучными, на железной дороге сложилась критическая ситуация.

Например, в Македонии грядет тройное -- с 4000 до 1400 человек -- сокращение числа работников стальных магистралей. При том, что за 10 лет независимости им ни разу не повышали зарплату. В Болгарии же специальным распоряжением правительства рост зарплаты железнодорожников "заморожен", а реально за последнее десятилетие заработки уменьшились на 70% и сейчас едва достигают среднего уровня по стране. В Польше из 400 тысяч человек, работавших на "железке", за последние 2 года рассчиталось 60 тысяч: не устраивает спецов зарплата, на четверть ниже средней по стране.

В Сербии же, по словам представителей профсоюза, положение и вовсе катастрофическое. Разрушена практически вся инфраструктура железных дорог, исправны лишь 30% локомотивов и 60% -- вагонов, а техническое состояние тех, что еще "бегают" -- "ниже всяких похвал". Заработки -- в полтора-два раза ниже, чем в других отраслях-естественных монополистах: энергетике, нефтехимии. Словом, для этих доведенных до отчаяния людей грозное оружие -- забастовка -- стало единственно действенным в борьбе за свои права. Но и его использование не всегда дает желаемый результат. Подтверждением служит прошлогодняя забастовка в Венгрии: она свела в могилу директора железной дороги, а "победивший пролетариат" добился совсем немногого.

Напомним, накануне распада СССР был принят закон, запрещавший забастовки на транспорте. В 1998-м при участии трейд-юнионов Верховная Рада приняла закон "О порядке разрешения трудовых споров (конфликтов)", который дает железнодорожникам право бастовать, если не получается другими методами добиться выполнения своих требований. На долю железной дороги приходится 88% всех перевозок в стране, 70% -- пассажирских. И страшно даже представить, что будет, если забастовка парализует ее работу: это равнозначно коллапсу всей экономики и социальному взрыву, дотоле в Украине невиданному.

Впрочем, председатель Совета профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины Вадим Ткачов успокоил: "Мы принципиально против забастовки как метода разрешения текущих проблем. Этот способ борьбы пригоден только для исключительных ситуаций. Путем переговоров мы добились большего, чем работники постоянно бастующих отраслей, которые не имеют ни роста зарплаты, ни сохранения рабочих мест и социальной сферы. А в "Укрзалізниці" средняя зарплата за последние 2 года выросла в 5 раз и достигла 726 гривен -- почти вдвое выше, чем в среднем по стране. Тут мы обогнали белорусов, россиянам на пятки наступаем. Сумели сберечь свою социальную сферу -- больницы, санатории, спортивные базы, детские лагеря. Поэтому и престиж профессии растет, люди дорожат своим рабочим местом. А вероятность забастовки железнодорожников на сегодня равняется нулю".

Последний раз противостояние между Свободным профсоюзом железнодорожников и администрацией "Укрзалізниці" наблюдалось пару лет назад и осталось в прошлом. "Хіба ревуть воли, як ясла повні?", -- риторически спрашивал классик -- и как он был прав!