1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №225 (1273) за 07.10.2002

В ПОЛИКЛИНИКЕ ДОВЕДУТ ДО ОБМОРОКА, А РЕАНИМИРУЮТ ПО ТЕЛЕФОНУ

Консультативно-информационная служба "Здоровье" была создана 1 октября 1987 года в помощь старшему врачу смены станции скорой помощи. И вот уже 15 лет помогает "скорой"... не выезжать к некоторым больным.

-- Когда все начиналось, был только один телефон, стоял он в проходной комнате, -- вспоминает Галина Лелюх, "телефонистка номер один". -- Звонков тогда было гораздо меньше, чем сейчас, и мы каждого подолгу выслушивали, советовали. Если не могли ответить сразу, перезванивали пациентам позже. Очень скоро мы стали популярны, и люди начали жаловаться, что не могут дозвониться. Тогда службе выделили телефонный номер "083", подключили сразу несколько линий.

От неиссякаемого потока звонков у консультантов за 12 часов работы раскалывается голова, а от того, что постоянно поднимают трубку, болят руки. Когда установили счетчики, оказалось, за час они отвечают 230 пациентам. За сутки "набегает" до 2000 "вызовов", а во время эпидемий -- и того больше. Получается, служба взяла на себя функции целой подстанции из 12-ти карет скорой помощи. Иногда приходится даже реанимацию по телефону проводить.

-- Как-то позвонил человек -- родственнику плохо, он потерял сознание, вызвали "скорую", машины долго нет, -- продолжает Галина Николаевна. -- Я посоветовала тереть больному уши, щипать за кончик носа, покапать валидол под язык, натереть нашатырем или корвалолом виски.

Все врачи-консультанты проработали много лет в выездных бригадах, спасли не одну жизнь и знают о боли многое не в теории, а на практике. Поэтому мгновенно определяют, что происходит на том конце провода, принимают решение и тут же дают совет. Самые тяжелые для них звонки, когда родители спрашивают, как спасти детей, отравившихся лекарствами. Советуют промыть желудок, перезвонить на "03". И часто не сдерживаются, журят взрослых за их халатность.

Приходится удивляться и "находчивости" уже далеко не молодых абонентов. Одна бабулька позвонила, потому что ей стало плохо от "восстановленного супчика". Оказалось, она забыла кастрюльку на три дня на плите. Естественно, суп забродил. Терять дорогостоящий для нее продукт старушка не хотела, потому решила его "поремонтировать". Насыпала стакан соли и перекипятила. А когда откушала -- еле дозвонилась на "083".

Помогут в "Здоровье", даже если вопрос не в их компетенции. В практике Галины Лелюх был звонок, когда дедушка еле слышно сообщил, что он три дня ничего не ел, только воду пил из крана. Нашла телефон социальной службы района, перезвонила -- и к дедуле приехали, накормили, напоили, согрели, взяли на учет.

-- Звонки иногда такие казусные, что мы завели что-то вроде журнала анекдотов, и сами, перечитывая их, смеемся. Например, спрашивают: "Можно у вас проконсультироваться?" -- "А что вас беспокоит?" -- "Злостный гипертоник". У нас интересовались, сколько варить гречневую кашу, как долго хранить продукты в холодильнике. Некоторые бабушки уточняют, какой сегодня день и можно ли выйти на улицу.

Но больше всего звонят те, кто разочаровался в участковых терапевтах. Представьте ситуацию: пожилая женщина пришла к врачу за помощью, а ей в ответ: "Посмотрите, бабушка, в свой паспорт". Или к ребенку на вызов приехал доктор. С порога, не раздеваясь, приставил трубку к груди: "Вдох-выдох, пневмония, принимайте антибиотики, вот вам больничный на пять дней, будет хуже, вызывайте "скорую". А какие антибиотики, в какой последовательности и дозировке принимать -- поди догадайся. Может, это и не пневмония вообще? А может, "скорую" прямо сейчас вызывать? В службе "Здоровье" таких звонков много, особенно во время эпидемий. С таблетками разобраться помогут -- у каждого врача под рукой справочники. Не помогают лекарства -- опять звонят, просят посоветовать что-то из народной медицины.

Не думайте, что служба "Здоровье" -- привилегия киевлян. "083" продублирована и общеукраинским номером (044) 235-01-01. Естественно, врач по телефону не прооперирует, но больной услышит его голос, запишется на прием.

-- Вот только фармацевты не хотят "на приеме" сидеть, -- сокрушается заведующая службой Валентина Сажнева. -- Мы просили представителей пяти крупных отечественных производителей лекарств раз в неделю отвечать на вопросы пациентов, но наши просьбы проигнорировали. А ведь звонков о медикаментах очень много. Особенно интересуются украинскими аналогами импортных.

...Однажды у меня кошмарно разболелась голова и, как на зло, ни единой таблетки. До аптеки не дойти, на помощь позвать некого. Что делать? Не в "скорую" же звонить. Вспомнила! Набираю три заветные цифры, и слышится приятный женский голос: "Служба "Здоровье". Слушаю вас." Уже от одного тона становится легче, а после массажа висков, который мне посоветовала врач, боль исчезла.