1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №227 (1275) за 09.10.2002

В КИЕВЕ СОЙДУТСЯ ВСЕ ВОЛАНДЫ

Говорите, что Булгаков неразрывно связан с Киевом? Ах, вы были в музее на Андреевском спуске, 13, и видели дом на Воздвиженской, 10, в котором родился Михаил Афанасьевич? А вы откройте энциклопедический словарь "Киев" за 1982 год -- нет там никакого Булгакова. И до сих пор в столице, которая утопает во всяческих монументах, отсутствует памятник создателю "Мастера и Маргариты".

И все же, в начале осени в Киеве открылся Международный Булгаковский фестиваль искусств, который продлится весь сезон. Валентин Гафт представит украинскую премьеру фильма Юрия Карры "Мастер и Маргарита". Не менее соблазнительно выглядит и идея собрать на одной сцене всех великих Воландов -- того же Гафта, Анатолия Хостикоева, Вениамина Смехова -- и поговорить о чертовщине в "Мастере и Маргарите".

Что касается спектаклей по произведениям Булгакова, то большинство из них станут премьерами в Украине: "К сожалению, мы не привезем "Мастера и Маргариту" Театра на Таганке, "Мастера и Маргариту" Виктюка, -- рассказывает организатор фестиваля, режиссер Виталий Малахов. -- Наша "фишка" -- то, что только-только сделано". Говорят, услышав об этой идее, Константин Райкин почти согласился показать здесь премьеру спектакля "Собачье сердце", который в "Сатириконе" начинает ставить Владимир Машков. Вторая "фишка" фестиваля -- одно событие будет представлено раз в месяц, так как, по мнению учредителей "действа", киевляне экономически не готовы смотреть хорошие спектакли чаще. Следующим мероприятием станет показ 20 октября трехсотого (!) спектакля "Мастер и Маргарита" Театра имени Франко. А ровно через месяц, 20 ноября, киевляне смогут посмотреть представление "Морфий" в постановке Виталия Малахова. Затем планируется приезд Шведского королевского театра.

...Открывался Булгаковский фестиваль искусств премьерой спектакля "Собачье сердце" в постановке Лос-Анджелесского театра Zoo District. Предыдущая работа этого театра, "Мастер и Маргарита", была признана лучшим спектаклем Штатов 2000 года и получила восемь различных наград.

"Заморское" представление было стилизованным. Роль Шарика и Шарикова, естественно, играет один и тот же актер. Рубашка, жилетка и брюки, простенькая собачья маска на лице -- перед нами милый песик. Вместо хвоста -- рука актера, стиснутая в кулак с выставленным указательным пальцем. Маска снимается, одевается галстук и пиджак -- наблюдаем Полиграфа Полиграфовича. Актеры двигаются и жестикулируют слаженно и резко. Кто-то из сидящих рядом зрителей сравнил их с жестами Джима Керри в фильме "Маска". Лично мне это больше напомнило компьютерную игру. Утверждают, что при постановке применялся метод знаменитого театрального режиссера -- японца Тадаши Сузуки. Спектакль играли на высоких тонах, почти на крике, казалось, еще миг -- и герои охрипнут.

Рассказывает Майкл Франко, постановщик "Мастера и Маргариты" и "Собачьего сердца":

"Невероятные совпадения нас просто преследовали. Для премьеры "Мастера и Маргариты" в Лос-Анджелесе был выбран самый обычный день. Уже после того, как мы отыграли спектакль, узнали, что этот день -- шестидесятая годовщина смерти Булгакова. Спектакль был запланирован на три месяца, но из-за постоянных аншлагов шел одиннадцать. И когда мы все, наконец, собрались и решили его закрыть, этот день оказался... днем рождения Булгакова... Подошло время Пасхи. Страстная пятница -- день распятия Христа. В Лос-Анджелесе, где дождь идет всего три дня в году, -- невероятный ливень. Театр, в котором мы играем, буквально снесен с лица земли. Он был в руинах. Но еще более невероятно то, что все, связанное со спектаклем -- декорации, костюмы, освещение и прочее -- осталось нетронутым. То есть, участок здания, в котором стоял весь реквизит, совсем не пострадал. Мы сделали небольшой перерыв на время Пасхи, а затем спектакль шел еще семь месяцев с невероятным успехом...

Когда начался процесс подготовки к нашему приезду в Киев с "Собачьим сердцем", и я узнал, что мы будем выступать в Театре Франко, подумал: в этом уже есть какое-то невероятное совпадение. Затем что-то изменилось, нас должны были перевести в Театр Леси Украинки, но я был уверен: Булгаков откуда-то сверху будет следить за развитием событий и в любом случае мы будем играть именно в Театре имени моего однофамильца. Так оно и получилось.