1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №230 (1278) за 12.10.2002

САМЫЙ ДОБРЫЙ УКРАИНСКИЙ БИЗНЕСМЕН -- ИНОСТРАНЕЦ

На Западе считается неприличным, если успешный бизнесмен не делится "трудовой копейкой" с нуждающимися согражданами. Реноме такого скряги, а значит, и его дело, понесет "невосполнимую утрату". В Украине филантропия мало-помалу тоже становится массовым явлением, но пределы щедрости доброхотов жестко регулирует закон. Ведь в странах "загнивающего капитализма" любые суммы, направляемые на благотворительность, выводятся из-под налогообложения, а у нас -- только 4% от прибыли. Захотелось дать больше -- прежде всего облагодетельствуй казну.

Сегодня уже каждая вторая бизнес-структура, работающая в Украине, участвует в социальных проектах. Половина крупных бизнесменов, треть средних и четверть мелких занимаются благотворительностью постоянно. Таковы итоги исследований, проведенных фондом "Интеллектуальная перспектива" по заказу представительства UNICEF в Украине. Что же заставляет наших бизнесменов добровольно отдавать свои деньги сирым и убогим?

Как выяснилось из их слов, в первую очередь -- любовь к ближнему. Во всяком случае, так заявил каждый второй обладатель толстого кошелька, который от щедрот своих "отстегивает" тем, у кого мошна потоньше. Далее, в порядке уменьшения значимости, идут морально-этические и личные мотивы. Интересный нюанс: небольшая часть предпринимателей все-таки рискнула признаться, что поделиться с бедняками их заставили власть имущие.

Да будет вам известно, что самыми щедрыми оказались бизнесмены Днепропетровщины и Донетчины. Ну, а самыми прижимистыми показали себя киевские и житомирские предприниматели. Последних еще можно понять, учитывая, что по уровню инвестирования Житомирщина находится на одном из последних мест в стране, а значит, больших доходов у местных бизнесменов нет. А вот позиция деловых людей столицы, которая по объему вложенного в нее капитала и прибылям идет далеко впереди регионов, остается загадкой.

Для дающего, конечно, важнее всего, чтобы его деньги попали в руки действительно нуждающихся. Потому предприниматели охотнее всего делятся с детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и прочими обездоленными. При этом большинство не против, чтобы об их красивом жесте стало известно как можно шире. Благотворительность, по их мнению, повышает имидж компании и лишний раз позволяет ее прорекламировать. И не случайно наиболее активно участвуют в социальных проектах те фирмы, руководители которых состоят в политических партиях и блоках. Причем конкретная партийная "окраска" на степень щедрости не влияет. А чтобы поведать обществу о своих заслугах, доброхоты используют прямую рекламу, проводят общественные акции с "раздачей слонов", заказывают статьи в СМИ. Тем не менее, почти половина бизнесменов не заинтересованы в освещении своей социальной деятельности. Скромность? Отчасти, возможно, и это. Но, главное -- включается инстинкт самосохранения: а вдруг потом "компетентные органы" спросят, откуда взялись денежки, с коими ты так легко расстаешься?

На заре независимости во время благотворительных акций чаще всего в ход шли продуктовые наборы. И это было уместно: половина страны в буквальном смысле голодала. Теперь примерно в 75% случаев помогают деньгами. Далее идут товары, производимые фирмой-спонсором, продукты, одежда и транспортные услуги. Как правило, чем больше предприятие, тем весомее его благотворительность. По данным исследований, среднестатистическая бизнес-структура делится с ближним 14--15 раз в год. А вот крупные организации за последний год оказывали помощь по 20 раз, средние -- 13, мелкие -- 6. Весьма различны и ее размеры: 115 тыс. грн., 12 и 4 тыс. грн. соответственно. Интересно, что большинство благодетелей не требуют от нуждающихся отчета об использовании пожертвованных денег. Более принципиальны в этом вопросе, опять же, крупные предприятия.

Откуда фирмачи узнают о тех, кто особенно нуждается в помощи? Половина реагируют на обращения общественных организаций (верно сказано в Библии: "Стучитесь -- и вам откроют"), четверть -- на рекомендации местных органов власти. Остальные -- как получится, но в основном пользуются собственными источниками информации.

Что характерно -- и все-таки обидно -- иностранцы оказались добрее наших: верно, дает о себе знать многолетняя привычка делиться. Именно предприятия со смешанным капиталом чаще всего откликаются на призывы о помощи. А вот фирмы со стопроцентными зарубежными инвестициями не только "берут под козырек" в ответ на просьбу органов власти помочь кому-нибудь из малоимущих, но и держат собственных экспертов, а то и целые отделы, собирающие сведения о наиболее нуждающихся. Отечественные же бизнесмены признаются, что в этом вопросе очень доверяют средствам массовой информации.

И, наконец, о моральном удовлетворении дающих. Лишь каждый второй из них считает, что сделал для бедных соотечественников все, что смог. Значит, внутренний, моральный потенциал филантропии далеко не исчерпан! Зато все сошлись во мнении, что главный критерий эффективной благотворительности -- не то, сколько ты дал, а насколько сумел при этом обеспечить житейские потребности нуждающегося.