1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №232 (1280) за 15.10.2002

"ЛИБО САМИ ЦЕНИТЕ СВОИ ТАЛАНТЫ, ЛИБО МЫ ИХ ВЫВЕЗЕМ В РОССИЮ!"

Хотя своего кино у нас уже как бы и нет -- так, одни "вымученные радости" -- то хотя бы соседи-россияне иногда балуют своими "нечаянными радостями". Не успел один из новых фильмов "Любовник" получить Гран-при "Кинотавра" и две спецпремии на фестивале в Сан-Себастьяне (Испания), как его и в Киеве показали, даже прежде Москвы. Там премьера ожидается только в конце октября.

В составе российского кинодесанта, высадившегося в "Кинопалаце": президент группы компаний "Кинотавр" Марк Рудинштейн, режиссер Валерий Тодоровский, оператор Сергей Михальчук, исполнитель главной роли Олег Янковский (к сожалению, его партнер Сергей Гармаш, поздно вырвавшись со съемок, опоздал на самолет). По большому счету, гостями москвичей считать трудно: Марк Рудинштейн и Валерий Тодоровский родом из Одессы, Сергей Гармаш из Херсона, сценарист "Любовника" Геннадий Островский из Бердичева, а оператор Сергей Михальчук -- киевлянин, работает на местном телевидении. На счету у Олега Янковского несколько работ в чудесных фильмах киевлянина Романа Балаяна, а Марк Рудинштейн в последнее время активно снимается у украинских режиссеров ("Бабий Яр" Засеева-Руденко, телесериал Алены Демьяненко).

Журналисты были заинтригованы, как на этот фильм попал молодой оператор Сергей Михальчук, работа которого была отмечена в Сан-Себастьяне специальным призом (это третий случай во всей истории советского кинематографа). Валерий Тодоровский как-то просматривал материал украинского фильма "Мамай" и ему очень понравилась работа оператора (им был Сергей). Тодоровский пригласил Сергея на телесериал РТР "Закон", и "автоматически понял, что именно он будет снимать мой следующий художественный фильм", -- сказал Валерий. -- Есть ощущение, что талантливые люди у вас не востребованы, им в кино просто нечего делать. Вы либо их цените и держите, либо мы их вывезем. В России сейчас не хватает сценаристов, операторов, художников, и, впервые в мировой истории, дефицит артистов кино, так как мелькают одни и те же лица, а хочется новых". Сам Сергей Михальчук на вопрос, не собирается ли он эмигрировать в Москву, ответил философски, мол, туда долго собираться не нужно: "И если раньше я страдал достаточно сильным патриотизмом, то сейчас, имея интересную работу, как-то переживу спокойно".

После просмотра "Любовника" в "Кинопалаце" зрительские вопросы посыпались градом. Прежде всего, как создавался сценарий: прямо в машине писатель Геннадий Островский рассказал Тодоровскому историю о двух мужчинах в жизни одной женщины. Впоследствии, сидя в гостях на даче, режиссер обсуждал с Янковским совсем другой проект -- по Набокову, и мимоходом предложил актеру поучаствовать в "Любовнике". Когда через полтора месяца Олег Иванович прочитал сценарий, то тотчас же согласился: его "просто убил" необычный угол зрения на вечный любовный треугольник. Но, как заметил Тодоровский, такие артисты, как Янковский, приходя на съемочную площадку, при всем хорошем отношении, начинают прощупывать и ловить режиссера на его слабостях. И каждое утро Олег Иванович дежурно спрашивал: "Вы сколько лет в искусстве, Тодоровский?" -- "Мы в искусстве с Янковским разное количество лет, но как-то договорились сразу и провели три замечательных месяца в Белоруссии", -- вспоминает Валерий. В общем, получился фильм-размышление о пяти трамвайных остановках между двумя мужчинами, любивших пятнадцать лет одну женщину, которую зрители так ни разу и не увидели.

На вопросы, поставленные авторами, так и нет ответов. А может, это именно то, чего всем нам сегодня так не хватает на экране: вот таких, на первый взгляд банальных жизненных историй в некоммерческом кино?..