Выпуск газеты Сегодня №235 (1283) за 18.10.2002
"Я БЫЛ В ЭПИЦЕНТРЕ ЯДЕРНОГО ВЗРЫВА", --
-- Первые атомные испытания, начавшиеся в СССР после войны, поставили ученых перед необходимостью проведении отборов проб радиоактивных продуктов взрыва. Поскольку они представляли угрозу для здоровья человека, отбирать пробы было целесообразно с помощью беспилотных средств. Для этих целей на 71-ом полигоне ВВС (поселок Багерово, недалеко от Керчи) был сформирован специальный авиаполк.
СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Семипалатинский испытательный ядерный полигон (СИЯП) расположен на пересечении трех областей Казахстана -- Павлодарской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской -- и занимает площадь 18 тыс. кв. км. За время функционирования СИЯП (1949--1989 годы) на его территории было проведено 466 ядерных испытаний, в том числе 30 наземных (в 5 случаях ядерные устройства не сработали), 88 воздушных и 348 подземных ядерных взрывов. Испытания проводились с устройствами различной мощности, на разных глубинах и в разнообразных горных породах.
18 октября 1951 года Ли-2 участвовал в первом воздушном ядерном испытании. Был произведен отбор проб из "ножки" и "юбки" радиоактивного облака. Летчики, летавшие в облако, не осознавали всей опасности радиации, не знали, что с набором высоты показания дозиметрических приборов занижаются. Полеты в облако ядерного взрыва продолжались до подписания в 1963 году Московского договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже авиация обеспечивала проведение подземных ядерных взрывов на Семипалатинском, а позднее и Новоземельском полигонах.
"О ТОМ, КУДА Я ЛЕЧУ, НЕ ЗНАЛА ДАЖЕ ЖЕНА"
-- В конце 1964 года меня, 28-летнего штурмана второго класса разведывательных экипажей, перевели с аэродрома Буялык под Одессой на 71-й авиационный полигон в Багерово, -- рассказывает Алексей Бурян. -- Этот объект считался совершенно секретным: служебный и жилой городки, аэродром окружала колючая проволока. Солдат на КПП запросто мог не выпустить за территорию без пропуска офицера в чине майора. Чтобы пригласить в гости родственника, полагалось за полмесяца подать начальству соответствующий рапорт. Был случай, когда командиру эскадрильи Володе Ефимову, чтобы провезти через КПП приехавшую без предупреждения мать, пришлось прятать ее в багажник автомобиля. В Багерово находились научно-исследовательская часть, разрабатывавшая методику атомного и ядерного бомбометания, учебный центр, где обучались все, кто работал с ракетами, специальная летная часть. Общее количество жителей закрытого городка составляло 20--25 тысяч. В стране тогда с продуктами было сложно, а здесь можно было купить белый хлеб и даже пирожные. Непосредственно на 71-м полигоне атомного оружия не было, оно испытывалось в Семипалатинске и на Новой Земле. Когда там производились мелкие взрывы, обходились без летчиков. Нас вызывали на большие государственные испытания. Первый раз я участвовал в них в сентябре 1965-го. С этого времени по 1971 год все командировки в Семипалатинск, а случались они один-два раза в год, были мои. Летали двумя-тремя Як-28РР (разведчик радиационный). О том, куда лечу, не знала даже жена, а с полигона писать было запрещено.
Маршрут Багерово--Семипалатинск проходил через Энгельс и Свердловск, где совершались посадки и дозаправки. Прилетев на полигон, можно было просидеть там месяца два в ожидании нужного направления ветра. На аэродроме Семипалатинск-2 базировалась дивизия тяжелых стратегических бомбардировщиков Ту-95, совершавших полеты к Аляске и вокруг Азии. Стоило здесь появиться нашим остроносым "якам", как жены местных офицеров бежали жаловаться в политотдел: мол, прилетели "стервятники", будет взрыв. Когда я впервые это увидел, понял, насколько мы здесь нежеланные гости. Ведь каждый подземный взрыв превращался в небольшое землетрясение, в домах вылетали стекла, разбивалась посуда. Вот женщины, хоть и безуспешно, протестовали.
ВРЕМЯ "Ч"
Возникавшее при подземном взрыве громадное облако пыли поднималось вверх на три-четыре километра и, двигаясь по ветру, постепенно рассасывалось. В нашу задачу входило "прошивание" облака в нескольких направлениях (как правило, летали по траектории в форме восьмерки), производя заборы воздуха в фильтргондолы. Кабина самолета была забита аппаратурой, у каждого летчика имелось по два дозиметра. Весь полет занимал минут 40. Набрав допустимую норму в 15 рентген, шли на посадку. На аэродроме самолет обмывали из шлангов смесью керосина и воды. Надетые на нас фуфайки и стеганые штаны уничтожались. У каждого Як-28РР было свое задание: войти в облако через 10, 20, 40 минут после взрыва. Однажды мне поручили пройти над шахтой во время "Ч", то есть непосредственно в момент взрыва. Дали гарантию, что пробка в шахте большая, -- на высоте сто метров, на которой предстояло лететь, самолет "не шарахнет". Километров за пять до шахты самолет начал трещать, все приборы зашкалило -- ощущение не из приятных. Собранные нами данные отправлялись в такие секретные города, как Челябинск-40, Арзамас-16, где изучением факторов ядерного взрыва занималась наука.
Конечно, мы, штурманы и пилоты, знали об опасности радиационного заражения. Толщина дюралевой самолетной обшивки была всего семь миллиметров. Но все были молоды и здоровы, никаких последствий долго не ощущали. Вспоминается случай, когда поднятое взрывом облако неожиданно изменило предсказанное метеорологами направление и пошло на жилой городок. Я первым заметил это и сообщил в штаб. Из штаба ответили: "Молчите, это не ваше дело". После взрыва ехали на Иртыш и почти сутки пьянствовали: водкой выводили из организма радиацию и снимали психологическую нагрузку. За каждый вылет в облако получали премиальные 50--60 рублей.
В 1972 году испытательный полигон в Багерово был ликвидирован, тогда же прекратилось сопровождение подземных ядерных взрывов авиационным надзором. Из летного состава, принимавшего участие в испытаниях подземных ядерных взрывов в Семипалатинске, единственным, кто получил награду -- медаль "За боевые заслуги", был капитан Алексей Бурян.