1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №235 (1283) за 18.10.2002

В КОНТРОЛЕРЫ ПСИХОВ И ЗЭКОВ НЕ БЕРУТ?

Жалоб на контролеров общественного транспорта всегда было предостаточно. Возмущенные их действиями пассажиры уверены, что в проверяющие набирают хамов, наглецов и зэков, которые вряд ли проходят осмотры нарколога и психиатра.

Случай, когда трое контролеров ножом угрожали пассажирке трамвая, шокировал многих. Хотя в КП "Киевпастранс" заверили, что... в кинжал превратился брелок с лезвием в несколько сантиметров. Словом, заподозрить ребят в подобном никто не смел. Ведь у них были положительные характеристики. Но все точки над "і" расставит суд. А мы занялись другими вопросами. Например, кого и как принимают в контролеры, и какие перемены происходят в их хозяйстве?

-- Чтобы стать контролером, во-первых, нужно желание, -- рассказывает Cергей Литвинов, начальник управления координации и планирования доходов КП "Киевпастранс". -- Во-вторых, необходимо пройти собеседование и изучить правила. Беседуя с претендентом, наши специалисты определяют, сможет ли человек работать с людьми. Некоторым отказывают сразу. Многие через несколько дней увольняются сами. Вообще-то, стараемся брать людей не моложе 21 года.

По словам Сергея Дмитриевича, людям с криминальным прошлым отказывают даже в собеседовании. Отдел кадров проверяет трудовую книжку и наводит о человеке справки (если у того были перерывы в работе). Правда, два-три года назад от недоукомплектации принимали осужденных, получавших условные сроки. Отсидевших и на порог не пускали...

А вот начальник отдела контроля КП "Киевпастранс" Ким Гольдман не исключает, что люди, бывшие в неладах с законом, все-таки могут "просочиться" к ним на работу.

-- Сотрудников с криминальным прошлым у нас нет, однако сейчас не указывают, чем занимался человек, имеющий пропуск в трудовой книжке, -- рассказывает Ким Менделевич. -- Многие аргументируют это службой у частных предпринимателей. На официальные запросы справок никто не дает. По закону, если есть вакансия, мы обязаны взять желающего на работу.

Новичок проходит медкомиссию, подтверждающую, что он не имеет психических отклонений. После месячного испытательного срока, его направляют в учебно-курсовой комбинат, где "новобранец" проходит 32-часовую программу без отрыва от производства. Удостоверение контролера выдают после экзамена.

Далее контролер работает самостоятельно, руководствуясь должностной инструкцией, в которой изложены его права и обязанности. Увольняют проверяющего с согласия профсоюзного комитета при двух официально объявленных в приказе выговорах. В основном, их причиной становятся прогулы и употребление спиртного.

-- По сравнению с прошлым годом количество жалоб от граждан уменьшилось, а вот число оштрафованных увеличилось, -- говорит Сергей Литвинов. -- Перемены произошли благодаря постоянной работе с контролерами: жесткому отбору, совещаниям и инструктажам.

Плохое мнение о контролерах, сложившееся у граждан, Сергей Дмитриевич пояснил нелюбовью к тем, кто собирает штрафы. На данный момент профессия не имеет законодательной базы. До бумаг, отправленных "Киевпастрансом" в госучреждения, у чиновников не дошли руки. Если вопрос решится, контролеры и пассажиры будут четко знать свои права и обязанности. Есть идея заносить нарушителей в компьютер и при повторном безбилетном проезде повышать штраф. Поднимается также вопрос о сотрудничестве контролеров с правоохранителями.

Нововведения в работе контролеров уже реализуются. С 15 октября, например, им повысили зарплату на 100 гривен. До этого заработок проверяющего, зависящий от количества пойманных "зайцев", составлял в среднем 450 гривен. Кроме того, идет переаттестация четырех сотен киевских контролеров. Вскоре их число увеличится до полутысячи, так как проводится дополнительный набор. Чиновники из "Киевпастранса" обещают принимать на работу "людей эрудированных" и избавляться от тех, кто треплет нервы пассажирам. Хочется верить, что новоиспеченные контролеры не додумаются выбивать штрафы с помощью кулаков и холодного оружия...