1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №236 (1284) за 19.10.2002

ПРИНЦ ЧАРЛЬЗ ОТКАЗЫВАЛ ПОЧТИ ВСЕМ ХУДОЖНИКАМ, НО ПОЗИРОВАЛ АЛЛЕ ТКАЧУК

На вернисаж выставки Аллы Ткачук, где были представлены портреты принца Чарльза, пришло столько народу, что пробиться к портретам поначалу было сложновато. Ничего удивительного, ведь эта выставка задолго до открытия получила довольно необычную для Лондона рекламу. Уже за две недели до вернисажа имя художницы Аллы Ткачук, а также портреты принца Чарльза ее кисти появились на первых полосах британских газет -- там, где, как правило, доминирует политика.

Как говорят в таких случаях англичане, "она сделала заголовки" -- и удалось это, очевидно, не только потому, что она написала портреты будущего британского монарха (хотя это само по себе тоже удивительно, ведь известно, что Его Королевское Высочество отказывает в подобных просьбах почти всем художникам), но главным образом потому, что на этих портретах фантазия художницы изобразила принца в довольно неожиданном виде. На одном из портретов принц Чарльз изображен в черных очках, которых в жизни он никогда не носит, на другом он... чернокожий: такой себе афро-карибский принц Чарльз.

В этой серии есть также тетраптих -- представьте себе картину из четырех разъемных частей, на которых четыре очень разных принца Чарльза: они тем не менее соседствуют в одной картине, могут меняться местами, и в той версии, которую видела я, один из принцев предстает зрителю... вверх ногами. И это еще что! Как рассказала мне Алла, в том варианте, фотографии которого она отправила принцу Чарльзу, один из портретов был под ногами у остальных.

Критики эпатированы, но сама художница считает свое видение логичным, естественным и оправданным. Разумеется, как и многие люди искусства, она не любит "объяснять" свои произведения. Как сказал когда-то в Киеве Отар Иоселиани, "если бы я мог выразить это словами, я бы не снимал об этом кино". Однако поскольку очень многие спрашивают Аллу -- а почему принц черный? А почему в очках? А зачем четыре? -- то ей тем не менее приходится вступать в объяснения. Например, почему чернокожий? Очень просто: ведь Чарльз считает себя принцем многих религий, объясняет мне Алла Ткачук, во всяком случае он хотел бы, чтобы его воспринимали именно так -- и надо сказать, что ей лично очень импонирует такое его понимание своей роли будущего монарха в многонациональном государстве. Кроме того, она таким образом хотела бы подчеркнуть свое отношение к цвету кожи -- как ей кажется, "современный разумный человек" вообще не должен "замечать" цвет кожи, поскольку, по ее убеждению, он ничего не меняет в человеке -- и на "чернокожем" портрете легко узнается принц Чарльз. Во всяком случае его узнают другие, но вопрос, однако, узнал ли он сам себя? И если узнал, то как воспринял такую вольную интерпретацию собственной персоны? Похоже, что очень спортивно.

Как рассказала Алла Ткачук, перед публичным показом, согласно условиям их договоренности, она была обязана показать портреты ему, что она и сделала -- и очень скоро ей позвонили из офиса принца, чтобы передать благодарность Его Высочества, которому работы, как выяснилось, очень понравились. Надо сказать, что и наследник британского престола произвел на Аллу Ткачук самое благоприятное впечатление, а пребывание в его загородной резиденции Хайгроув и общение с ним оставило самые приятные воспоминания. Как убеждена теперь художница, принц Чарльз -- человек, открытый новым идеям.

Разумеется, у подавляющего числа художников, которые хотели бы убедиться в этих качествах царственной особы на собственном опыте, шансов на это мало. Когда Алла Ткачук позвонила в офис принца, чтобы узнать о возможности написать его портреты, ей ответили, что вряд ли он согласится: принц Чарльз отказывает почти всем. Однако ей все же посоветовали прислать свои работы... Через несколько дней ей позвонили: "Сколько вам нужно сеансов?" Как выяснилось, ее художественный метод пришелся Чарльзу по душе. Интересно, что принц Чарльз в этом, очевидно, не одинок -- во всяком случае он отнюдь не первая знаменитость, которая соглашалась позировать киевлянке. Например, работы, которые она ему отправила -- это портреты, как она говорит, "моих музыкантов" -- Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Максима Венгерова...

На счету Аллы Ткачук -- очень престижные заказы. Например, по заказу Королевского балета она создала серию портретов балетных звезд -- среди них единственный прижизненный портрет основательницы Королевского балета, ученицы Дягилева Нинетт де Валуа. Она писала легендарную балетную даму в год ее столетия и была поражена ее красотой, живостью ума, молодостью рук, а также ее трогательными переживаниями, чтобы художница, не дай Бог, не зарисовала или не сфотографировала ее в тот момент, когда она не очень эстетично потягивает носом.

Для этой же серии она писала также любимицу британской публики Дарси Бассел, и, может быть, самого известного беглеца из Советского Союза начала 90-х годов, прославленного "Спартака" Большого театра Ирека Мухамедова, который своей харизмой и темпераментом завоевал тогда балетный Лондон. Подобным заказам, конечно же, позавидовали бы многие британские художники -- ведь мало кому в этой профессии удается содержать себя творчеством, большинству приходится подрабатывать учителями рисования или музейными работниками, а то и выполнять работу, которая к искусству вообще не имеет отношения. Еще сложнее, разумеется, художникам-имигрантам, которые не прошли все стадии учебы и карьерного продвижения в Британии.

Что касается Аллы Ткачук, то, может быть, самое удивительное в ее судьбе то, что когда она приехала в Британию 13 лет назад, то и вообще не была художницей: при себе имела всего лишь диплом Киевского института пищевой промышленности и багаж детских мечтаний когда-нибудь научиться рисовать. К тому же на тех мечтах она тогда уже поставила крест: учиться рисовать в детстве не вышло по многим причинам -- отец был военным, семья часто переезжала, да и достать краски и кисти было не так просто.

Не обошлось и без маленьких детских трагедий, которые, однако, она помнит до сих пор. Ей было лет одиннадцать, когда она создала роскошный зимний пейзаж. Она хотела писать зиму маслом -- яркими, жирными мазками, -- однако масляных красок не было, и находчивый ребенок придумал выход: чем зубная паста хуже красок? На двух огромных листах ватмана она писала зубной пастой и очень гордилась своим произведением. Едва проснувшись утром, как она вспоминает сейчас, побежала смотреть на свои картины... И тут обнаружилось, что на стене висят пустые ватманские листы -- зубная паста за ночь осыпалась. Алла говорит, что это было для нее таким ударом, что она забросила этот ватман за шкаф и пообещала себе, что больше никогда-никогда-никогда не будет возвращаться к живописи.

К счастью, однако, детские мечты иногда оказываются более стойкими, чем это кажется взрослым. Алла выросла, поступила в Киевский институт пищевой технологии и с дипломом этого института уже взрослым человеком приехала в Лондон с мужем. Тут с ней произошло то, что, очевидно, случается иногда с людьми, которые умеют правильно разложить костер: огонь им падает с неба. Как бы случайно она попала в один из лондонских художественных магазинов, где обнаружила краски и кисти в огромном количестве, приказала себе немедленно выйти вон, но как бы случайно вернулась...

Потом пошла на курсы учиться рисовать, как бы ради хобби, и ее почему-то приняли, хотя несколько зарисовок -- вот и весь ее тогдашний портфолио. Написала свой первый натюрморт маслом -- ее начали хвалить и спрашивать: "Как давно вы пишете?" -- а она еще не знала толком, как мыть кисти и не владела даже примитивной техникой...

С тех пор прошло 13 лет, а можно сказать -- эпоха. После тех первых курсов Алла Ткачук поступила в художественную школу -- Сент Мартин Скул оф Арт енд Дизайн (Saint Martin School of Art and Design), причем ее приняли уже после первого тура конкурса. Но она сама ушла оттуда через полгода, потому что образования, которое предлагала та школа, ей уже было недостаточно. И она начала заниматься индивидуально: у одного лондонского метра училась технике старых мастеров (все, все, все: как приготовлять пигменты, лаки, наконец-то узнала, как грунтуется холст), потом училась у известного российского иконописца, который живет в Британии.

Теперь у Аллы Ткачук -- собственные ученики, она преподает искусство современного портрета, и ей удалось приобрести довольно редкий для Британии статус: она -- artist in residence, что можно приблизительно перевести как "официальный художник" Лондонского университета, а это означает существенную материальную поддержку со стороны этого учреждения. Для этого университета Алла Ткачук создает сейчас свою очередную серию портретов -- "Портреты диктаторов". Эту работу сопровождают настоящие исторические студии -- работая над образами диктаторов современных и прошлых, Алле пришлось проштудировать огромное количество архивного материала, и как-то целую неделю она ходила с утра, как на работу, в Музей истории войны, просматривая документальный кадры той эпохи. С ней работают историки-консультанты, которые дают ей информацию, на основании которой рождаются ее собственные ассоциации.

Ассоциации эти, очевидно, опять же довольно неожиданные. Как говорит Алла, она не собирается изображать исторических персонажей: Гитлера, Сталина, Мао Цзе Дуна -- такими, как они сбереглись в массовом сознании. Ее волнует тема раздвоенности личности, мирного (конфликтного?) сосуществования противоположностей в одном человеке, и, очевидно, самым грозным диктаторам ХХ и ХХІ столетия не удастся избежать ее любимых "экспериментов с идентичностью". Портретов этих я еще не видела, но, подозреваю, что если бы, скажем, Иосиф Виссарионович мог увидеть себя, то удивился бы не меньше, чем принц Чарльз, увидев себя в черных очках.

Достаточно сказать, что некоторые герои на этих портретах будут... обнаженными. Почему Сталин голый? -- киевляне смогут задать этот вопрос непосредственно Алле Ткачук, поскольку она собирается с выставкой "Портреты диктаторов" посетить в следующем году несколько европейских столиц, в том числе Киев. В Лондоне она сделала карьеру, которой позавидуют многие британские художники, но дебют в Украине ей только еще предстоит. Однако она призналась, что уже наметила себе одного украинского политического лидера для экспериментов с его идентичностью. Интересно, окажется ли он настолько же открытым новым идеям, как Его Высочество принц Чарльз.