1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №237 (1285) за 21.10.2002

БРОНЕПОЕЗДА ИЗБАВИЛИ АМЕРИКАНСКИХ НЕГРОВ ОТ РАБСТВА, А УКРАИНЦЕВ -- СДЕЛАЛИ РАБАМИ

Установить орудия на железнодорожные платформы первыми додумались американцы еще в 19 веке. Так появился прообраз бронепоезда. Как ни удивительно, эта идея не устарела и в наше время, только пушки и пулеметы заменили ракетами. А северокорейский лидер Ким Чен Ир настолько полюбил сей своеобразный "вид транспорта", что даже в гости к главам других государств ездит исключительно на бронепоезде.

САМОЕ СТРАШНОЕ ОРУЖИЕ АНГЛО-БУРСКОЙ ВОЙНЫ

Историю развития "крепостей на колесах" можно разделить на четыре этапа. Первый начался в 1861 г. в ходе гражданской войны между Севером и Югом Соединенных Штатов Америки. Технически более продвинутые северяне внезапно подвезли по железной дороге легкую артиллерию к беспечно расположившимся невдалеке от "железки" южанам и расстреляли их в упор. Через три года под Питтсбургом с платформ сторонников Севера вели огонь грозные 13-дюймовые мортиры: калибр ствола -- 330,2 мм, вес снаряда -- 100 кг, дальность стрельбы -- 4,5 км.

При осаде Парижа в 1871 г. пруссаки уже вовсю применяли платформы с орудиями. А в 1884-м "в отместку" французский инженер Мужин разработал проект настоящего бронированного вагона с пушками. Единственный, но весьма серьезный недостаток этого монстра состоял в том, что он мог двигаться... лишь по широкой, специально построенной(!) колее: обычная его не выдерживала.

А самые настоящие бронепоезда впервые широко использовались в англо-бурской кампании 1899--1902 г. Это та самая война, которая, по Марксу, знаменовала начало империалистического предела колоний. Для защиты своих коммуникаций от "обуревших" партизан англичане навесили на серийные вагоны 6-миллиметровые металлические листы с амбразурами для стрельбы из ружей и пушек. А вот паровоз они защищали не только броней, но и... стальными канатами. Бронепоезд обычно состоял из 3--4 вагонов, посередине -- локомотив, в тендере которого размещалась боевая рубка командира, плюс пара платформ с рельсами и шпалами впереди и сзади состава. Они служили как для ремонта разрушенного пути, так и для защиты от ударной волны в случае подрыва состава. Надо отметить, что темп восстановления пути был довольно высоким: до 40 м в час. Идея такой компоновки поезда оказалась настолько удачной, что сохранилась и в последующие десятилетия.

Для маскировки "бога войны" раскрашивали в камуфляжные цвета, а топливом служил бездымный уголь. Наблюдение за местностью вели с аэростата, привязанного к поезду тросом, который наматывался на вал лебедки. В хорошую погоду с высоты 1--1,5 км в бинокль можно было засечь противника на расстоянии в 50--60 км. Эта идея просуществовала до середины 20-х гг. и умерла с развитием авиации.

ПОСЛЕДНИЕ БРОНЕПОЕЗДА БЕЛЫХ УНИЧТОЖИЛИ ДРУГ ДРУГА

Второй этап жизни бронепоездов начался, когда грянула Первая мировая, а затем -- гражданская война в России. Армии всех стран, участвовавших в сражениях, использовали это грозное и мобильное оружие. Но больше всех преуспели русские, как белые, так и большевики. Тяжелая артиллерия, решавшая исход боев, не поспевала за лихими кавалеристами Шкуро и Буденного, поэтому основными орудиями обеих сторон стали 3-дюймовки (76 мм) и горные пушки. Единственный раз за всю войну красные попытались в 1920 г. применить под Каховкой 120-мм французские орудия. И что же? Сто километров от места выгрузки до огневой позиции дивизион из пяти стволов одолел за 30 часов, причем в советских военных учебниках этот переход считался сверхскоростным.

А вот бронепоезда имели мощную дальнобойную артиллерию, способную "доставать" противника на расстоянии до 16 км, развивали скорость в 45--50 км/ч и могли пройти за сутки до полутыщи "кэмэ". Делились они на легкие, вооруженные 76-мм пушками и пулеметами, и тяжелые, способные вести огонь с закрытых позиций. Чаще всего на тяжелых бронепоездах красные и белые устанавливали 152-мм пушки Кане. Они с 1892 г. состояли на вооружении русского флота, с 1895 г. -- береговых батарей и могли стрелять фугасными, бронебойными, химическими и осветительными снарядами. Для корректировки огня использовали аэростаты либо выносные наблюдательные пункты. Последние располагались в 1,5--2 км от вражеских позиций и имели телефонную связь с расчетами.

Если к середине 1917 г. в русской армии насчитывалось всего 7 бронепоездов, то в гражданскую с обеих сторон воевали уже около двух сотен "крепостей на колесах", часто по несколько раз переходивших из рук в руки. Такое их количество лишний раз подчеркивает эффективность этого грозного оружия. Ведь расходы на его выпуск огромны: на бронирование одного поезда уходило более 250 т высококачественной стали, а затраты топлива при его изготовлении превышали 2500 т нефти. Основными паровозами были так называемые "овечки" -- серии "О" различных модификаций, обшитые броней. Невысокие и с виду маломощные, они оказались идеальными в боевых условиях из-за своей неприхотливости, экономичности и надежности.

У красных существовали и нестандартные бронированные боевые единицы, склепанные рабочими-машиностроителями из подручных средств и вооруженные, чем придется. Экипажи неспроста формировали в основном из революционных матросов. Моряки, привыкшие к ограниченному пространству корабля, не страдали клаустрофобией и умело вели артиллерийский огонь прямо на ходу поезда. А вот стратегию успешного применения бронепоездов разработали белогвардейцы. Впереди шел легкий состав, в 2--4 верстах сзади -- тяжелый. Белые бронепоезда выкосили пулеметным огнем и картечью не один полк красных конников, опрометчиво бросавшихся с шашками на броню. Значительным был вклад этих гигантов и в оборону Крыма, что позволило врангелевцам продержаться там до 1920 года. А последний оплот белых -- тяжелые бронепоезда "Георгий Победоносец" и "Единая Россия" -- побежденные уничтожили сами в районе Севастопольской Килен-бухты, пустив их навстречу друг другу. Чтобы не достались победившему пролетариату.

И все же броневые силы большевиков, несмотря на незначительный удельный вес в армии (0,41%), имели важное значение в их победе в гражданской войне. А вот в истории нашей независимости бронепоезда сыграли трагическую роль. Войскам Центральной Рады нечего было противопоставить этому супероружию красного генерала Муравьева. В прямом смысле слова, сей полководец въехал на оккупируемую Украину не на белом коне, а на ощерившемся пушками и пулеметами бронепоезде.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ "ЖЕЛЕЗНЯКОВ" СТАЛ ЖИЛИЩЕМ БЕСПРИЗОРНИКОВ

Во Вторую мировую СССР вступил практически без бронепоездов. Их порезали на металлолом, поскольку воевать предполагалось на чужой территории, с использованием легких танков, да и зарубежная колея, как известно, уже нашей. Но реальное развитие событий заставило в спешном порядке, уже с 1941 г., "надолужувати прогаяне". Так начался третий этап бронепоездостроения. Боевая единица состояла из одетого в сталь до самых колес тепловоза и двух бронеплощадок -- полностью закрытых металлом платформ грузоподъемностью 60 т. Они имели на вооружении по две башни от танка Т-34, которые могли вести круговой обстрел, и по 4 пулемета. Угол наклона брони защищал даже от прямого попадания снарядов. На отдельных платформах устанавливали зенитные пулеметы, укрытые, правда, лишь мешками с песком. Впереди и сзади состава -- по две контрольные платформы, груженные рельсами, шпалами, инструментом. Первый такой бронепоезд -- "За Сталина" -- пару месяцев защищал Москву, затем был захвачен немцами. Его участь постигла еще несколько десятков советских бронированных мастодонтов. Немцы их использовали как на фронте, так и против партизан и при защите крупных железнодорожных узлов.

Условия службы на бронепоездах были суровыми. Вот требования одной из инструкций: "Солдат бронепоезда должен иметь крепкое телосложение при небольшом росте, нормальные слух и зрение, крепкие нервы и твердость характера". И это не случайно. Во время боя канониры и пулеметчики задыхались от дыма и пороховых газов, плюс теснота, звон ударов от пуль и осколков, нередко рядом -- убитые и раненые. Летом экипаж страдал от зноя, зимой -- от холода.

За годы войны СССР построил около 200 бронепоездов. Знаменитый "Железняков" оборонял Севастополь и был похоронен вместе со всем экипажем в одном из тоннелей, когда фашисты взрывами завалили выезд из него. Сейчас "Железняков" -- памятник, установленный у севастопольского вокзала. По сообщениям местной прессы, в его вагонах живут... малолетние бомжи, которых безуспешно гоняет милиция. Еще два самых мощных бронепоезда -- "Илья Муромец" и "Козьма Минин", вооруженные даже "катюшами", прошли от Москвы до Берлина, а 31-й отдельный дивизион, который они составляли, награжден редким орденом Александра Невского.

Отдельная страница истории -- зенитные поезда, вооруженные 88-мм орудиями и мощными прожекторами. Они защищали от налетов вражеских бомбардировщиков крупные железнодорожные станции. И все же, значение бронепоездов в ходе Второй мировой войны снизилось вследствие развития авиации и танков.

УБИЙСТВЕННЫЙ "РЕФРИЖЕРАТОР"

Наконец, четвертый этап развития этого оружия начался 13 января 1969 г. Тогда был подписан приказ о создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), головным разработчиком которого было назначено ОКБ "Южное". Идея чисто русская: спроектировать супербронепоезд, вооруженный баллистическими ракетами. БЖРК мог оперативно менять дислокацию стартовой позиции, проходя по "железке" до 1000 километров в сутки. А значит, обнаружить его с помощью спутника трудно и практически бесполезно, ведь в режиме реального времени практически невозможно перенацелить ракеты для его уничтожения. Рождалось детище долго и мучительно, с многочисленными авариями. Испытания завершили только в апреле 1985-го, и с ноября 1987-го комплекс был принят в эксплуатацию.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов, только в голове поезда стоит не один, а три локомотива. Три из этих "рефрижераторов" имеют по 8 колесных пар. Именно там находятся ракеты. У остальных вагонов -- по 4 колесные пары. В них размещаются командный пункт, системы обеспечения боеготовности и пуска ракет, а также жизнедеятельности боевого расчета. Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Длина ракеты -- 22,6 м, вес -- 100 т., что превышает допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применили специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Тем не менее состав из восьмиосных вагонов с надписью "Для перевозки легких грузов" (и это при 16-ти колесах! Чисто русский прикол) при прохождении на скорости все равно портит колею.

Всего в составе БЖРК 12 ракет РТ-23. Их можно пустить с любой точки маршрута. Для этого поезд останавливается, контактная подвеска отводится в сторону, пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего происходит так называемый минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя, а после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволяет отвести струю газов двигателя в сторону от пускового комплекса и избежать его повреждения. Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК, может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. Кроме того, имеется учебный поезд, имитирующий БЖРК.

Американцы были настолько напуганы появлением такого грозного и мобильного оружия, что сразу же после развала СССР договорились с Россией, что БЖРК будут нести боевое дежурство без выезда на железнодорожную сеть страны. Сейчас 4 супербронепоезда базируются в РФ на станции Василек близ Костромы, 4 -- на станции Бершеть в Пермской области, еще 4 -- на станции Гладкой под Красноярском.


Примечание. При подготовке этого раздела использованы материалы книг "Стратегическое ядерное вооружение России" под ред. П.Л.Подвига., "Советская военная мощь от Сталина до Горбачева" под ред. А.В.Минаева, бюллетень "Ядерная Безопасность", № 20/21, 1999. Фотографии сделаны аккредитованными фотографами МО СССР, все они рассекречены и были официально опубликованы.


Россия и сейчас применяет бронепоезда, в частности, для войны в Чечне. Один из них, "Байкал", подорвался на установленных боевиками фугасах, но сумел уйти с поля боя. Но, скорее всего, "классические" бронированные чудовища свой век уже отжили: слишком уж они уязвимы для современных средств поражения. И, если повезет, еще уцелевшим "крепостям на колесах" уготована судьба музейных экспонатов, а не повезет -- обычного металлолома.