1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №238 (1286) за 22.10.2002

НАЧАЛЬНИК ГАИ ПРЕДЛАГАЕТ СНОВА ВВЕСТИ ШТРАФЫ

По мнению специалистов Департамента государственной автомобильной инспекции, необходимо изменить существующую практику наказания водителей за допущенные нарушения правил дорожного движения. Предлагается, в частности, разрешить гаишникам взимать штрафы и отбирать водительские удостоверения. С чем это связано? На этот вопрос отвечает начальник Департамента ГАИ МВД Украины генерал-лейтенант милиции Александр Миленин.

-- Сейчас инспектор ГАИ, по сути, никак не влияет на ситуацию на дороге, -- убежден Александр Леонидович. -- Например, допустил водитель нарушение, инспектор его остановил, пожурил, составил протокол, направил протокол в суд по месту жительства (зачастую в другую область, где водитель не появляется годами). И все, на этом процедура окончена. По нашим данным, лишь 17% протоколов о нарушении правил дорожного движения рассматривается судебными инстанциями. Причем наказания выносятся зачастую символические -- предупреждение, замечание. А 83% протоколов вообще не рассматривается! То есть, два с половиной миллиона (!) фактов нарушения правил дорожного движения как бы "зависли в воздухе. О какой дисциплине на дороге может идти речь?!

Или вот ситуация: едет по дороге пьяный водитель. Инспектор его остановил, но ничего сделать не может -- ни оштрафовать, ни "права" забрать, ни номера снять. Можно только составить протокол, а потом водителя следует... отпустить. Где гарантия, что после составления протокола, проехав сто метров, этот водитель не собьет человека?

Поэтому мы предлагаем такой порядок: инспектор ГАИ имеет право наложить на водителя-нарушителя штраф или отобрать у него "права". Если же водитель не согласен с вердиктом гаишника, тогда составляется протокол и дело передается в суд. Во-первых, такая "схема" разгрузит судебные инстанции, во-вторых, повысит безопасность дорожного движения, в-третьих, будет содействовать соблюдению принципа неотвратимости наказания.

-- Ваши предложения уже как-то оформлены?

-- Да, мы разработали соответствующий законопроект, он получил позитивную оценку экспертов. Проект поддержали и в Кабмине. Сейчас документ находится в парламенте. Мы очень надеемся на поддержку и понимание со стороны народных депутатов.

-- Противники возобновления штрафов говорят, что инспектора ГАИ будут снова брать взятки...

-- К сожалению, нечистые на руку люди есть во многих организациях, в том числе и в ГАИ. И мы с этим явлением беспощадно боремся: только за последний месяц "вычислили" 6 инспекторов, которые получали мзду от водителей-нарушителей. Привлекаем к ответственности и работников руководящего звена. Но есть и такая статистика: за девять месяцев этого года мы задокументировали 958 фактов, когда водители сами провоцировали инспекторов и буквально заставляли брать деньги. Некоторые водители будут привлечены к уголовной ответственности -- за покушение на дачу взятки. Поэтому опасения по поводу того, что инспектора начнут вымогать взятки -- напрасны. Тем более, я подчеркиваю: если водитель полагает, что инспектор неправ, он может потребовать передать все материалы в суд.

-- Известно, что попасть на работу в ГАИ довольно трудно. Почему?

-- Мы предъявляем высокие требования к кандидатам. Кроме отменного здоровья, высокого уровня физической и боевой подготовки, претенденты должны досконально знать правила дорожного движения и ведомственные инструкции, уметь водить автомобиль, согласиться на сложные условия работы. Вот вы бы смогли выстоять 8 часов на трассе -- ночью, во время дождя, дышать выхлопными газами? Просто выстоять, не говоря о работе? А ведь мы и работаем: за 9 месяцев силами ГАИ раскрыто 21000 преступлений, изъято 4 тонны наркотиков, свыше 1000 "стволов", взрывчатка, другие боеприпасы, нашли 70% угнанных машин!

-- Что делается для снижения аварийности?

-- Это очень большая проблема. За девять месяцев сего года зарегистрировано 24 тысячи ДТП. Ежедневно на дорогах страны гибнет 15 и травмируется 140 человек.

Одна из причин высокой аварийности -- крайне неудовлетворительное состояние автодорог. 11 тысяч километров дорог не пригодны для эксплуатации (нет разметки, нет обочины, "ямочность"). 70 тысяч дорожных знаков требуют замены.

Еще одна причина -- низкий уровень образованности населения, прежде всего детей. Практически до нуля сокращена учебная программа по правилам дорожного движения в школах. И вот результат: каждую неделю гибнет двое-трое ребятишек. Мы бьем тревогу, но Министерство образования и науки на наши обращения не реагирует.

21 сентября Президент Украины подписал Распоряжение "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", которое предписывает ряду ведомств исправить недостатки и которое, я надеюсь, оздоровит обстановку на дорогах.