1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №238 (1286) за 22.10.2002

К НАМ НЕ ЕДЕТ "РЕВИЗОР",

"Хороша погода у нас у Києві", -- объявил Сергей Маковецкий прежде, чем журналисты успели подать голос. Эта реплика и задала тон всей пресс-конференции артистов Театра имени Вахтангова перед началом гастролей на сцене Русской драмы. Звезды комментировали друг друга, хохотали без умолку и ужасно радовали отличным настроением и энтузиазмом (не в пример многим другим "по жизни усталым" москвичам). Уже пару часов спустя весь этот энтузиазм излился на зрителей в спектакле "Амфитрион".

"Очень радостно наблюдать, что сегодня за этом столом сидит команда, -- сказала Юлия Рутберг. -- Это люди, которые получили хорошее образование, побывали в хороших режиссерских руках и сыграли столько ролей, когда количество перешло в качество... Сидят профессионалы -- это очень важно. Потому что то "путешествие дилетантов", которое сейчас происходит везде -- это ужасно. Очень низкокачественная продукция выходит, все делается быстрее, скорее, бессмысленнее..."

Первый же вопрос попал "в яблочко": если уж вахтанговцы приготовили для киевлян самые-самые лучшие спектакли, почему же они не привезли весеннюю премьеру -- "Ревизора" в постановке Римаса Туминаса? "Дело в том, что когда мы обсуждали эти гастроли, художественный руководитель Театра имени Леси Украинки господин Резникович ка-те-го-ри-чески запретил нам привозить "Ревизора", -- пояснил директор-распорядитель Театра Вахтангова Александр Еремеев. А Сергей Маковецкий добавил: "Для нас это было удивление, поскольку Театр Леси Украинки сейчас открывает свои гастроли в Москве... спектаклем "Ревизор". Но мы не стали поступать так, как поступил Резникович. Если они привозят свои лучшие спектакли -- ради Бога... Может быть, когда-нибудь в Театре Франко покажем". "Интереснее по этому поводу устроить пресс-конференцию с Резниковичем", -- пробурчал Максим Суханов. А Юлия Рутберг игриво заметила, что они с Сухановым и Владимиром Симоновым уже который год играют спектакль Владимира Мирзоева "Хлестаков": "Можно было его привезти -- он же называется не "Ревизор". Наверное, было бы проще с цензурой... Когда говорят "наш Чехов" -- это так глупо! Шекспир уже давно "всехний", и Чехов "всехний", и Достоевский, и Гоголь... Искусство -- это вообще фантазии и угол зрения данных конкретных людей на данную конкретную тему. В этом тоже проявляется свобода".

К вопросу о творческой свободе. Та же Рутберг высказала полный восторг от работы в "Чайке" с нашим Андреем Жолдаком (и Владимир Симонов -- Тригорин ее полностью поддержал): "Жолдак -- фигура фантастическая. К нему можно относиться как к ненормальному, как к сумасшедшему, как к большому ребенку, как к человеку тарантиновского отношения к театру... Я с огромной благодарностью отношусь к Жолдаку, потому что, помимо того, что он создал какую-то фантастическую среду внутри этого спектакля, мы благодаря ему еще смотрим мир... Понимаете, когда я раньше работала только в одном театре, мне казалось, невозможно: ой, а как это -- работать в другом театре? А сейчас я работала уже в 40-50 театрах. Ты чувствуешь себя человеком мира, человеком Театра вообще. Ты живой, незакомплексованный, "непривязанный", без поводка. Человек, который творит, должен обладать свободой. Это очень важно".

Знаете ли вы, что Сергей Маковецкий начинал в Театре Леси Украинки? "Я очень люблю этот театр, поскольку действительно начинал здесь... рабочим сцены, кстати, вместе с присутствующим здесь Виталием Жилиным (один из организаторов гастролей Вахтанговцев. -- Авт.). То есть, я умею шплинтовать, натягивать падуги..." -- "Так че ж ты молчал, что ты шплинтуешь, Серега?!" -- всплеснула руками Юлия Рутберг. "Но я никогда не снимался на Киностудии Довженко, меня не брали, -- продолжил "шплинтовщик". -- Говорили, что я "нещирий українець". "Это что такое?" -- опять вступила Юля. "Это значит -- ненастоящий хохол! Не знаю, кусают они локти или нет -- это их проблемы... Я вчера ушел с открытия фестиваля "Молодость", где показывали фильм известного режиссера Мащенко "Богдан Хмельницкий". Кино так уже не снимают -- это же плакат! Сразу видна ряженость, клееные бороды и чубы... Сегодня театр и кино ушли очень далеко, и когда ты смотришь этот трафарет прошлых лет, просто очень грустно за украинский кинематограф... Ностальгии у меня нет. Я очень люблю мой город, с удовольствием сюда приезжаю, особенно с гастролями. Всегда волнуюсь. Бо прийдуть же свої родичі! Братья, сестры и кумовья... Они же правду скажут!" "В отличие от товарищей", -- захохотала Мария Аронова.

Маша была в ужасно игривом расположении духа. Даже творческие планы театра и, в частности, начавшиеся репетиции сказки "Король-Олень" вызывали у нее неудержимые приступы веселости: "В роли Оленя -- народный артист России Владимир Симонов! Просто оленя. Короля играет другой человек!" -- давясь от хохота, аж закашливаясь, выдала роскошная вахтанговская прима.

Сегодня вахтанговцы еще играют "Отелло" Шекспира, а завтра и послезавтра -- премьеру, "Царскую охоту" Леонида Зорина в постановке Владимира Иванова, которую только неделю назад увидели москвичи. "Все Ивановские спектакли напоминают вино, которое должно дозреть, -- призналась Мария Аронова. -- Мы будем пытаться прокатывать на вас, и это большой риск, потому что по большому счету спектакль еще не родился по-настоящему". А Маковецкий объявил, что это "очень красивый спектакль, одетый в белые тона. Публика любит, когда о любви, да еще не про себя, а про царей". Кстати, специально для этого спектакля труппа пополнилась тремя приглашенными актрисами. Четвероногими. Сами понимаете -- кто ж на охоту без собак ходит?